0
1794
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.10.2008 00:00:00

Деградация лозунгов

Тэги: ер, выборы


Политические слоганы – один из главных элементов рекламы партий, от которого, как показывает практика, в немалой степени зависят ее популярность и результат на выборах. В условиях все более централизованной партийной системы наиболее привлекающие внимание общественности лозунги в последнее время выбирает доминирующая политическая сила – «Единая Россия».

Очевидно в то же время: подобное происходит не в последнюю очередь по той причине, что в центре предвыборного внимания партии оказываются не те или иные идеологические постулаты данной структуры (вроде непонятной широким массам «суверенной демократии», внутрипартийная дискуссия вокруг которой прошла незамеченной большинством электората), а конкретное узнаваемое и популярное лицо – Владимир Путин.

Еще в период думской предвыборной кампании партия взяла на вооружение и активно эксплуатировала слоган «План Путина», который, очевидно, в немалой степени поспособствовал консолидации пропрезидентского избирателя вокруг данной политической структуры. У профессионалов данный слоган вызвал двойственную реакцию.

С одной стороны, хотя отрицать наличие такого плана «с порога» было бы вряд ли уместным, но для многих являлось очевидным, что его элементы выстраивались в единую систему, по большому счету задним числом. Тем более что и сам экс-президент, словно открещиваясь от политической рекламы со своим участием, намекал: данный лозунг придуман именно в «Единой России», он лично к нему отношения не имеет.

С другой, все понимали, что в предвыборных условиях главенствующую роль играет не столько внутренняя суть тех или иных лозунгов, сколько их внешняя форма.

Характерно, что еще год назад, в разгар предвыборной кампании, между лидерами «Единой России» и руководством ВЦИОМа прошла вялотекущая дискуссия на тему, является ли «план Путина» долгосрочной программой (на этом, как полагается, настаивали лидеры партии власти) или всего лишь привлекательной словесной «оберткой», в которую завернуто нечто, не слишком понятное разуму избирателя, зато отвечающее его подсознательному политическому выбору. Любопытно, что определить победителей в том поединке вряд ли удалось: само по себе словосочетание «план Путина» как политический слоган кануло в Лету, что четко зафиксировано последовавшими за думской предвыборными кампаниями. А раз исчез предмет спора, то и сам спор, надо признать, потерял актуальность.

Между тем оппозиционные к «Единой России» партии в то время приняли никем, отметим, не навязываемые правила игры и стали выстраивать собственную политическую рекламу, во многом сознательно играя на противоречиях с политической рекламой партии власти (стоит вспомнить предвыборный лозунг коммунистов «План КПРФ – план народа»). На этом фоне споры эсэров с жириновцами вокруг авторских прав на слоган «Поддержи родителей» выглядели в период думской кампании скорее дешевой игрой политтехнологов, чем реальной межпартийной борьбой.

Какое отношение это имеет к нынешней политической действительности, к примеру, к недавним парламентским выборам в регионах? По большому счету никакого, если не считать, что партия власти все так же активно эксплуатирует образ экс-президента в своей политической рекламе, а вот ее оппоненты не в состоянии создать нечто запоминающееся даже на основе, предоставленной своими конкурентами.

Характерно, однако, то, что креативные способности, похоже, начинают покидать и пиарщиков «Единой России». Иначе вряд ли в ходе недавних региональных выборов стали бы возможны такие казусы, как в Иркутской области, где Путин неожиданно снова стал (или готовился стать) главой государства – по крайней мере это следовало из политического слогана единороссов «Путин – наш президент». До сих пор так и не стало понятным, что это на самом деле было: непредумышленной погрешностью, экономией на услугах профессионалов политического пиара или (чего только не случается?) сознательным ходом местных партийцев, сделанным с неким тонким предвыборным расчетом.

Общий вывод из этого один: раз уж признанный (по крайней мере с некоторых пор) законодатель мод в деле составления предвыборных лозунгов, партия власти, откровенно, не стесняясь своего лидера, халтурит, а конкуренты и не пытаются подстегнуть ее воображение, значит, с публичной политикой в современной России начинают происходить какие-то действительно критически важные, едва ли не окончательные изменения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
732
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
416
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2594
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2036

Другие новости