0
1136
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.04.2009 00:00:00

Непарламентская диктатура

Сергей Бабурин

Об авторе: Сергей Николаевич Бабурин - председатель Российского общенародного союза, зампредседателя Госдумы РФ 2-го и 4-го созывов, доктор юридических наук, профессор.

Тэги: россия, партии, конституция


россия, партии, конституция Народ не в полной мере представлен в действующей модели нынешнего парламента.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Тема, предложенная экспертам для обсуждения на круглом столе в «НГ», проведенном в самом начале года (см. «НГ-политику» от 20.01.09), до сих пор вызывает оживленную дискуссию в политологическом сообществе. Политологи по-разному видят как сами особенности политического процесса в период финансово-экономического кризиса, так и способы их регулирования. Политические решения, предложенные одним из участников круглого стола – генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрием Орловым, задели за живое как во время непосредственного обсуждения этой темы, так и после публикации материалов круглого стола. Политолог считает, что «демократия участия» заключается в более активном включении «политических миноритариев» – «небольших общественных организаций на местном уровне и относительно крупных политических партий на уровне федеральном» в политическую систему. С чем не согласился в своей публикации «Страсти по власти», опубликованной в «НГ-политике» 3 февраля, доктор философских и юридических наук, экс-советник Конституционного суда Людвиг Карапетян. Он напомнил, что согласно Конституции политические партии являются лишь одной из форм общественных объединений граждан, и не согласился с тем, что какая бы то ни была партия должна иметь приоритетное право в организации политического процесса в стране. Дмитрий Орлов захотел ответить оппоненту, объяснив, какой именно смысл он, как эксперт, вкладывал в определение «политических миноритариев» (см. «НГ» от 03.03.09), завязалась полемика. К которой сейчас присоединяется автор нижеследующего материала.

О младших и неглавных

Возможно, не следовало бы реагировать на полемику двух авторов, но обсуждаемая проблема власти в России вновь приобретает чрезвычайно важное, первостепенное значение. А центральная идея, востребованная обществом к обсуждению проблемы, состоит в том, что набирающая силу партизация власти чревата рецидивом восстановления отвергнутой народом схемы «партия–государство».

Опасность такой тенденции достаточно убедительно показывается в статье Людвига Карапетяна. В ней автор обращает внимание, что предсказания выдающихся мыслителей и государственных деятелей России конца XIX – начала XX века о неизбежности пагубных последствий деятельности политических партий подтвердились сполна в нашей и ряде других стран. Ведь никто из прошлых и современных деятелей политических партий, как и припартийных политологов, не доказал и не сможет доказать обратное. Дмитрий Орлов также не удосужился коснуться основного вопроса обсуждаемой проблемы. В своей «реплике» он попытался лишь объяснить, что не так понят по причине «трудности перевода при усложнении системы». Прием некорректный и рассчитан на то, что несведущий читатель едва ли заглянет в словари. Ведь употребляемый в статье Орлова термин «миноритариев» исходит от франц. mineur, лат. – minor – «меньший», а «минореты» (minores) – «младшие» (см. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М., 2001. С. 531). На основе дословного перевода Орлов рассуждает о переходе «к политическим методам управления» и при более широком участии политических миноритариев». А для полной ясности он разъяснил: «Включение общественных организаций на местном уровне и относительно крупных партий на уровне федеральном». Разве сказанное на понятном языке не означает, что «общественные организации на местном уровне» – это меньшие (младшие), а «крупные партии на уровне федеральном» – большие (старшие)? Между тем известно, что более 90% населения России объединены в общественные организации и лишь незначительная часть – в политических партиях. Вопреки установлениям Конституции политические партии в парламенте России принимают законы, по которым регулируется жизнедеятельность общества и государства.

Эхо агитпропа

Поэтому очевидно, что в своих суждениях Орлов по существу призывает к установлению (закреплению) приоритетной роли политических партий или одной партии, а не конституционных органов государственной власти. В то же время в своей «реплике» он оправдывается и в заключение пишет: «Новое слово в российской политике невозможно себе представить вне рамок Конституции и традиций национальной модели демократии». Но как понять категорическое заявление политолога после региональных выборов 1 марта 2009 года, что «Единая Россия» как «партия власти» является единственной политической силой, способной организовать общество и мобилизовать чиновничество на борьбу с кризисом» (см. «НГ» от 02.03.09)? Старшее поколение в таком заявлении обнаружит пугающее эхо агитпропа ВКП(б) – КПСС.

Видимо, политолог запамятовал, что согласно науке и позитивной международной практике центральной политической силой является государство. А деятельность пропагандируемой партийной власти как центральной политической силы в прошлом столетии привела к двукратному разрушению Российского государства с известными катастрофическими последствиями. А функционирующие с начала 90-х годов партии власти («Выбор России», «Наш дом – Россия», «Союз правых сил» и др.) возглавили разграбление страны, привели ее к дефолту и обнищанию десятков миллионов граждан. Поэтому имеются все основания к утверждению, что периодические кризисы в стране с богатейшими природными ресурсами в значительной мере являются результатом партизации государственной власти.

Политолог фактически проигнорировал очевидный факт, что проблемами выхода из кризиса занимаются возглавляемые президентом и председателем правительства государственные органы. И это понятно, ибо согласно Конституции страны именно они являются центральной политической силой, призванной организовать и мобилизовать общество в стабильное, кризисное, военное и иное время.

Приставленные к демократии?

А что скрывается за взаимосвязью, обозначенной в заглавии статьи Орлова: «О трудностях перевода при усложнении системы»? Очевидно, что речь идет о политической системе нашей страны. В этой связи напомним, что в Российской Федерации закреплены содержания политической системы, порядок образования ее структурных составляющих как федеративного государства с республиканской формой правления, разделение властей и местное самоуправление, принцип плюрализма и равноправия всех общественных объединений граждан, порядок избрания Госдумы и Совета Федерации Федерального собрания и т.д. Разве не понятно, что участие общественных организаций в решении вопросов жизнедеятельности государства не может «усложнять систему»?

Бесспорно, что в условиях кризисов или иных чрезвычайных ситуаций усложняется деятельность всех структур политической системы общества. Но Орлов ее усложнение усматривает в изобретенной им формуле «Демократия участия». Политолога можно понять лишь в том аспекте, что в последнее время стало модным приставлять к демократии еще что-либо. Но если «Суверенная демократия» или «Управляемая демократия» имеют конкретно-предметный смысл, то «Демократия участия» воспринимается как вольное славословие. Известно, что «демократия» в буквальном переводе означает: «власть народа». Разве не понятно, что народ не сможет властвовать без участия? Но согласно разъяснению Орлова, «демократия участия» выражается во «включении в политический процесс небольших общественных объединений на местном уровне┘».

Очевидно, что к пониманию необходимости восстановления конституционных прав общественных организаций лидеры парламентских партий и припартийные политологи пришли под давлением общественного мнения и недовольством большинства народа процессом партизации власти. Однако уступки парламентских партий оказались незначительными. Согласно принятой Госдумой поправке к закону о политических партиях, лишь 15% представителей общественных организаций могут быть избраны в муниципальные органы, но только по партийным спискам.

Дмитрий Орлов на примере получения либеральной партией Британии лишь нескольких мандатов в парламент утверждает: «Такова традиционная демократическая политическая система, стимулирующая партизацию общества». Соответственно такой логике получение мандатов представителями «небольших общественных организаций» (беспартийными) на выборах в Госдуму будет означать департизацию ныне существующего партийного парламента.

Видимо, политолог не разобрался в том, что: а) партизация общества не может произойти избранием нескольких депутатов из «небольших общественных организаций» или немногочисленных партий; б) «партизация общества» и «партизация власти» как явления и сущности – не тождественны. Партизация общества предполагает наличие многочисленных массовых партий, охватывающих в своих рядах значительную часть народа. В России такое не наблюдается, ибо отсутствует социальная база для возникновения дееспособных политических партий. В России искусственно происходит партизация власти как путем избрания парламентов страны и субъектов Федерации, так и формированием исполнительной власти по велению «победившей партии». Не принимается во внимание, что такая практика отсутствует при демократической политической системе общества (в том числе в Британии). В конституциях и законах традиционных демократических стран не предусматривается партизация исполнительной власти волей победившей партии.

Административное управление не есть административный ресурс

Вопреки данным социологических исследований о низком уровне доверия к политическим партиям, Орлов утверждает: «Без доверия парламентским партиям не было бы сформировавшейся и устойчивой политической системы. Именно ее устойчивость позволила президенту Медведеву предложить обществу масштабную программу преобразований, содержательный стержень которой – последовательная демократизация политической системы».

Полный миф! В связи с очевидными, как говорил классик, «нестыковками» возникает вопрос: если существующий партийный парламент настолько устойчив, то была ли необходимость президенту страны предложить масштабные меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представителя во власти? Меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. Ведь, по мнению самого же Орлова, в процессе осуществления этих мер «система становится более сложной». Но он не заметил, что предложенная президентом масштабная программа названных мер исходит из установлений Конституции по формированию государственной власти и развития политической системы российского общества в целом. Президент конкретизировал комплекс мер по повышению уровня не партийного, а народного представительства на всех уровнях государственной власти и управления. А Дмитрий Орлов вначале цитирует президента о необходимости расширения народного представительства, участия общественных организаций в формировании власти, но тут же утверждает: «Логика очевидна: шансы (не права!) парламентских партий изначально более предпочтительны┘» Предпочтительны лишь потому, что парламентские партии принятием законов о своей неконституционной приоритетной роли подмяли под себя и общественные организации, и народное представительство.

Другим «изобретением» политической мысли Орлова является предложение перейти от административных методов управления к политическим. «Переводя на понятный язык, – отмечает он, – не все созданное административным путем обречено на успех. А в политический процесс должны более активно включаться все системные игроки». Очевидно, что под данным образцом политтехнологического разъяснения скрывается призыв к переходу от государственного управления к партийно-политическому. Ведь достаточно было заглянуть в предметные словари, в которых разъясняется, что административное управление – это собственно управленческая деятельность (функция) государственных органов. Административное управление – неотъемлемый компонент государственного управления, осуществляемого системой исполнительной власти государства и подведомственных им организаций. Оно носит строго подзаконный характер, то есть осуществляется на основе и во исполнение законов (см. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М., 2006. С. 13, 14, 107). Управленческий аппарат (механизм) государства – это система органов, которая в установленном правовом порядке наделена государственно-властными полномочиями и реализует функции государства. Аппарат правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви.

Следовательно, административное управление осуществляется основанным на законе комплексом политических, экономических, этических и духовно-нравственных мер по регулированию жизнедеятельности каждого коллектива, поселка, города, региона страны. Политическое управление – составная часть государственно-административного управления. Поэтому «включение» в политический процесс небольших общественных организаций на местном уровне и относительно крупных партий на федеральном» не означает перехода от административных методов управления к политическим.

Нельзя смешивать «административное управление» с «административным ресурсом», это отнюдь не одно и то же. Бесспорно, что существующее административное управление в значительной мере коррумпировано, бюрократизировано (не путать «бюрократия» и «бюрократизм»), оказалось под влиянием олигархически-чиновничьего альянса и не обеспечивает эффективного решения многоплановых задач развития страны. Поэтому следует постоянно раскрывать изъяны нашего сегодняшнего административного управления и предлагать рекомендации по повышению его эффективности. Призывы к переходу от административного управления к партийно-политическому не согласуются с установлениями Конституции.

Отклонение теоретиков партстроительства от обсуждения основного предмета проблемы – известный образец одобряемого партийной властью поведения партийно-политических пропагандистов. Проводимые в стране иллюзорные дискуссии завершались принятием по ним решений центрального органа всевластной партии большевиков. Теперь иные времена: в Конституции страны установлен идеологический и политический плюрализм. Но, к сожалению, еще живучи отзвуки недавнего прошлого: последнее слово в дискуссиях по общественно-политическим вопросам, как правило, остается за лидерами политических партий и припартийных политологов.

Что же касается нынешней дискуссии о месте и роли политических партий в России, то правоту или заблуждения оппонентов уже рассудила История. Полностью подтвердились научная обоснованность и предостережения вошедших в историю Николая Бердяева, Ивана Ильина, Петра Новгородцева, Моисея Острогорского и других выдающихся мыслителей и государственных деятелей Отечества относительно неизбежности пагубных последствий деятельности политических партий независимо от их названий и программных установок.

Исторический оптимизм вселяет надежду, что их заветы и предостережения, а также содержащиеся в исследованиях современных ученых анализы и рекомендации будут восприняты свободной от партократии общественностью и государственно мыслящими деятелями. Оптимизм и уверенность в том, что получившие всенародное доверие президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин проявят государственно-политическую волю по восстановлению конституционных основ организации власти и управления в стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
828
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
989
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
795
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
942

Другие новости