Я хотел бы начать с утверждения номер один: с приходом к власти, с избранием на пост президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева степень общественного обсуждения вопросов демократии в нашей стране поднялась на более высокую ступень. Это очевидный факт.
Период стабилизации, который был логичен в истории страны, наверное, в какой-то степени исчерпал себя в этой политической части. И все инициативы, с которыми выступил президент с приходом к власти, были направлены на совершенствование российской модели демократии.
Во что-то это должно было вылиться, потому что прошло уже полтора, скоро два года. И это вылилось буквально накануне нашей конференции в прямое обращение президента к нации с целым рядом вопросов, целым рядом утверждений, которые от президента многие не готовы были или были удивлены услышать.
Довольно резкая оценка происходящего в стране, довольно смелое утверждение того, что будет происходить. Тот факт, что здесь собрались такого уровня иностранные коллеги, такого уровня политические лидеры существующих российских партий и объединений, говорит о том, что мы привлекаем к этому дискурсу лучшие силы страны и зарубежья. И в этом смысле впервые, по-моему, российская внутриполитическая дискуссия выносится на международный уровень. С моей точки зрения, это знаковый момент, и я думаю, что многие из нас будут вспоминать об этой конференции впоследствии как о своего рода вехе в развитии России. Это утверждение номер один.
И утверждение номер два: развитие внешнеполитического позиционирования России в последний год было как минимум противоречиво. Оно началось с кавказской войны, оно продолжилось украинским кризисом, но затем был визит Обамы, затем была речь Байдена и многое другое, что профессионалам не надо объяснять. И в этом смысле, с одной стороны, Российская Федерация говорит о неизменности своей интеграции, о неизменности участия в мировой семье ведущих держав. С другой стороны, она несколько странно себя позиционирует в смысле вступления во Всемирную торговую организацию. Она доставила в Португалию как страну-депозитарий письмо о том, что она больше не страна Договора об Энергетической хартии. Согласитесь, это противоречиво.
Где эта синергия сигналов к дальнейшей демократизации и участию в мировой жизни? А где разночтения? Где мы не удовлетворены мировыми системами управляемости и справедливо не удовлетворены? А где мы немножко забегаем вперед или недостаточно дружелюбны к окружающему миру? Ответы на эти вопросы мы будем искать.
Все материалы спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум-2009"