0
1955
Газета НГ-Политика Интернет-версия

15.12.2009 00:00:00

Портал преткновения

Тэги: госуслуги, портал, компьютер, интернет


госуслуги, портал, компьютер, интернет На смену всем этим завалам документации должны прийти компьютеры. Вопрос только в том, когда это произойдет.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Сегодня должен быть запущен, по крайней мере в тестовом режиме, единый портал госуслуг – gosuslugi.ru, на появлении которого в интернет-пространстве страны лично настаивал президент России. Сможет ли портал стать гарантом оказания электронных услуг гражданам или окажется очередным и весьма дорогостоящим справочным ресурсом?

Предполагается, что начиная с 2010 года объем госуслуг, оказываемых данным порталом, будет все более увеличиваться, и уже спустя несколько лет при оформлении квартиры, регистрации автотранспорта, подачи налоговых деклараций и заявок на загранпаспорт, лицензировании предпринимательской деятельности и многих других утомительных процедур гражданам и организациям уже не придется стоять в многочасовых очередях и собирать никому не нужные справки и документы. Большинство данных услуг, предоставляемых госорганами, можно будет получить, не выходя из дома или офиса, без излишней волокиты.

Минкомсвязи и Минэконом курируют весь процесс перевода оказания госуслуг в электронный вид, без реализации которого, безусловно, теряется весь смысл амбициозной программы внедрения «электронного правительства».

Чиновничьи «химеры»

Впрочем, новый портал gosuslugi.ru далеко не «первопроходец» – у него был предшественник. В январе 2009 года был запущен Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). На создание его инфраструктуры ФГУП НИИ «Восход» затратил 495 млн. рублей. «Этот уникальный государственный дата-центр создан с целью объединения государственных информационных ресурсов, он должен был стать центральным ядром взаимодействия ведомств между собой», – пояснил «НГ» заместитель директора «Восхода» Сергей Купцов.

Однако проект стяжал критику экспертов, которые обвинили его разработчиков в том, что их представления о возможностях онлайновых сервисов ограничиваются возможностью получения адреса нужного чиновника или распечаткой бланка документа, который надо заполнить и лично отнести тому самому чиновнику. В итоге президент Дмитрий Медведев, посмотрев этот портал, назвал его «химерой».

По мнению же Купцова, «никакой портал не может дать доступ к несуществующим услугам». С его доводами трудно не согласиться: большинство административных регламентов, определяющих порядок и правила оказания той или иной госуслуги, просто не предусматривают электронной формы взаимодействия с потребителем.

В итоге Минкомсвязи поручило ОАО «Ростелеком», которое в соответствии с распоряжениями президента и правительства является единственным исполнителем по созданию инфраструктуры «электронного правительства», заново переписать портал госуслуг.

Советник главы Минкомсвязи Илья Массуха полагает, что «основной негативный опыт по преодолению трудностей уже накоплен тестовым сайтом ogic.ru. Второй раз на одни и те же грабли никто наступать не собирается». Главная трудность, а точнее наиболее амбициозная задача, по его словам, это создание интерактивного портала в максимально удобном для граждан виде. «Это должен быть самый доступный и интуитивно понятный сайт в Рунете», – поясняет чиновник смысл задумки корреспонденту «НГ». Впрочем, во что обойдется этот самый-пресамый доступный госпортал со всей его инфраструктурой, «НГ» в Минкомсвязи так и не раскрыли.

В целом на портале gosuslugi.ru предполагается разместить информацию о более чем 200 услугах, предоставляемых в соответствии с административными регламентами, опубликованными на сайте «Административная реформа в Российской Федерации».

Согласно утвержденному 1555-м распоряжением правительства плану перехода на предоставление госуслуг и исполнение госфункций в электронном виде, уже с марта через единый портал можно будет, например, отправлять запрос на получение выписки с лицевого пенсионного счета (копии ежегодно рассылаемого «письма счастья»). С февраля 2010 года автолюбители смогут подать через этот коммуникатор заявления на техосмотр, а в декабре 2014 года – получить талон в электронном виде. Предполагается, что уже в июле следующего года можно будет подавать в электронной форме заявления на регистрацию автомобиля, а в декабре 2012 года вам должны и ответить в электронной форме. В 2010-м же правоохранительные органы также обязаны будут через Интернет принимать сообщения о преступлениях, а миграционная служба – заявления на получение заграничных и внутренних паспортов, видов на жительство, приглашений для иностранцев и т.д.

Согласно «планов громадье», весь проект перевода госуслуг в электронную форму должен быть осуществлен в период с 2010 по 2015 год.

«Грабли» виртуализации

Впрочем, пока новому ресурсу gosuslugi.ru скептически настроенные эксперты предрекают судьбу «старшего брата» – ОГИЦ. Ведь наиболее злободневные проблемы так до сих пор не решены.

Сергей Купцов, анализируя опыт ФГУП НИИ «Восток», делает вывод, что основными проблемами для кураторов портала gosuslugi.ru станут саботаж ведомств, отсутствие единых справочников и классификаторов и многое другое. «То, что мы видим по статистике уже собранных нами данных, показывает: однотипные запросы граждан обрабатываются в десятках, сотнях имеющих различие формах. Перекрещиваются и дублируются не только формы и бланки заявлений, но и сами названия услуг и нормативные акты. Это дает понимание того колоссального объема работ по унификации информационных потоков, который необходимо осуществить кураторам проекта», – поясняет он.

До сих пор не решен и такой ключевой технический процесс, как электронная идентификация получателя услуги. Ведь чтобы подать документы на загранпаспорт или поставить на учет автомобиль, нужно подтвердить свою личность, сам факт своего существования в «невиртуальном пространстве». Предлагаемое решение в виде электронно-цифровой подписи слишком дорого для большинства граждан. Возможные варианты – номера паспорта, пенсионного свидетельства и социального страхования, ИНН, номера мобильных телефонов – открывают возможности для подлогов и махинаций, так как вся эта информация известна в полном объеме как минимум отделам кадров, а переведенная в электронный формат она становится довольно легкой добычей хакеров и торговцев подобных баз данных.

В то же время согласно срокам соответствующее технологическое решение по идентификации гражданина должно быть уже представлено ко второму чтению законопроекта «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». Которое, согласно планам, должно состояться уже на этой неделе. Пока же проблема идентификации потребителя госуслуг в электронном виде никак не прописана. А без этого полноценная деятельность «электронного правительства» и, главное, гарантированное оказание всевозможных услуг населению становится невозможным.

Получается, что портал госуслуг сам становится заложником: чтобы оказаться необходимым всем ведомствам, он вынужден бороться со сложившейся «бумажной» бюрократической культурой, недостаточной компьютерной оснащенностью самого населения, нерешенностью ряда технологических вопросов. Но «электронное правительство» – e-government – не просто тренд, это реальность развитого мира, который понял, что помимо простого удобства для граждан «виртуальность» чиновников существенно снижает коррупционную составляющую и является определенной гарантией демократичности – перед монитором компьютера практически все равны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1482
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1794
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4115

Другие новости