К сожалению, за последние 20 лет мы очень серьезным образом отстали как от развитых стран, так и от многих развивающихся стран. Причем если от развитых стран мы отстали в технологиях, в инновативности, то от многих развивающихся стран, в том числе от Тайваня, Китая, Южной Кореи, мы отстали как производители индустриальных товаров. Мы, к сожалению, не производим очень многих промышленных товаров, которые сегодня являются основными объектами международной торговли, и в то же время мы уступаем позиции как мировая энергетическая держава.
Поэтому мы не можем даже в нынешней ситуации опираться только на нефтегазовый сектор, и президент Медведев абсолютно прав, говоря о необходимости модернизации как важнейшей цели нашего поколения.
На мой взгляд, ввиду того масштаба отставания, которое есть по многим направлениям, мы должны догонять развитые страны, а не идти каким-то другим путем. Но при этом понимать, что логика технологического развития дает нам уникальную возможность перепрыгнуть через несколько ступеней, воспринять самые передовые технологии и тем самым сэкономить время на модернизацию. В то же время мы не должны строить иллюзий относительно того, что можем перескочить из сырьевой экономики в экономику знаний. Мы сможем выйти на рынок постиндустриальных технологий только тогда, когда эти технологии будут у нас самих востребованы, наши технологические достижения будут действительно служить России, а не выполнять некую функцию пиара.
Нам нужно в нашей стране в первую очередь совершенствовать инфраструктуру, воссоздавать промышленность, создавать новый квалифицированный рабочий класс. Президент Медведев абсолютно прав, говоря в своем блоге о том, что без квалифицированных работников у России нет будущего. А эти работники могут найти свое место только в высокоразвитой индустрии, высокоразвитой промышленности.
Нам в первую очередь нужна индустриализированная Россия и на основе ее инновационная Россия. Поэтому, чтобы идти вперед, нам нужны не лозунги, нам нужен четкий план модернизации на 15–20 лет без лишнего оптимизма с очень большой степенью реальности.