0
6030
Газета НГ-Политика Интернет-версия

22.02.2011 00:00:00

Реалист "жесткой силы"

Тэги: стратегия, россия, китай


стратегия, россия, китай Люттвака сегодня интересует стратегия России по отношению к Китаю.
Фото Reuters

Ученый, консультант, преподаватель, историк, экономист, политолог, геополитик и стратег – это все об одном человеке – об Эдварде Люттваке. Сегодня именно он своим выступлением «Стратегии национальных государств и Большая политика в XXI веке» открывает работу Лекционного клуба «Стратегия-2020».

В России он пока известен скорее специалистам по античной истории и экономистам, чем широкой публике. Между тем в Европе и в Штатах имя этого человека звучит наравне с самыми именитыми публичными интеллектуалами – Фаридом Закарией, Майклом Уолцером, Ноамом Хомским и другими.

Одна из книг Эдварда Люттвака называется «Турбокапитализм: победители и проигравшие в глобальной экономике» (1999). Книга, как говорится, «попала в цель». Турбокапитализм – это знакомый любому человеку еще со времен Маркса капитализм, но процессы в нем осуществляются гораздо быстрее, благодаря информатизации и глобализации мировой экономики. К этому капитализму в силу его скорости и неудержимости более не применимы сдержки и противовесы безудержному накоплению капиталов, выстроенные кейсианской экономической политикой, они были предназначены для иного времени и иных условий.

Следствием турбокапитализма становится новое неравенство. Средний класс, служащий опорой либеральных демократий, постепенно нищает, ведь риски, которым он подвергается, становятся все ощутимее. Все меньше способов удачно вложить деньги, все больше возможностей их потерять. Еще хуже ситуация складывается в развивающихся странах, где турбокапитализм позволяет богатым слоям подмять под себя всю экономику и национальные богатства, тем самым ухудшая жизнь остального населения.

Наиболее явным следствием наступления эпохи турбокапитализма становится смещение принципов противоборства государств от военно-политического противостояния к противостоянию экономическому. Следствием этого должны были стать конфликты нового типа – геоэкономические. Впрочем, предсказание о наступлении геоэкономических войн было сделано Эдвардом Люттваком довольно давно. Произошло это летом 1990 года, когда в журнале «National Interest» была опубликована его статья «От геополитики к геоэкономике: логика конфликта, грамматика торговли». Напомним, что статья эта вышла в свет в тот момент, когда в гибель СССР еще мало кто верил, а США стояли на пороге вполне реальной войны с Ираком. Тем не менее всего через несколько лет мир уже сотрясали геоэкономические по своей природе конфликты, зримыми выражениями которых становились валютные и торговые войны. Велись эти войны не на полях сражений, а в кабинетах, но экономикам участвующих в них стран они наносили ущерб намного больший, чем бомбардировка.

Впрочем, ведут геоэкономические войны только развитые государства, остальные же предпочитают выяснять, кто прав, а кто виноват на традиционных полях сражений с использованием конвенционального оружия. И сверхдержавы, а точнее, одна из них вынуждена в этих войнах также участвовать. Но таких войн становится все больше, а силы любого государства, пусть даже и самого сильного на планете, не бесконечны. И что делать, когда этих сил уже не хватает, чтобы подавить сопротивление окрестных народов? На этот вопрос отвечает последняя по времени книга Эдварда Люттвака 2009 года «Стратегия Византийской империи». С точки зрения автора книги, США должны следовать главному принципу военного искусства империи, просуществовавшей 1000 лет. Принцип этот прост: иметь наиболее сильную, хорошо оснащенную и обученную армию, но использовать ее как можно меньше. Вместо армии, которая представляет собой последний аргумент для политика, необходимо использовать дипломатию. Дипломаты же должны понуждать сопротивляться врагам США тех, для кого эти враги тоже являются врагами. Так, имея врагами афганских талибов, византийцы заставили бы бороться с ними те страны региона, которые не заинтересованы иметь в соседях исламистский режим. Например, указывает Люттвак, такой страной мог бы стать Узбекистан.

Вообще, американцы уже вовсю действуют византийскими методами. Так, США укрепляют отношения с Индией, не оставляют попыток закрепиться в Средней Азии. Ну а признанный специалист по стратегии Эдвард Люттвак продолжает консультировать крупнейшие мировые державы, неправительственные организации и международные агентства. Сегодня Люттвака в первую очередь интересует стратегия России по отношению к Китаю, который американский мыслитель рассматривает в качестве главного геоэкономического соперника Штатов. Открытый обмен стратегиями – может быть, это и есть лучшая форма общения между нашими странами, особенно в ту эпоху, когда каждый Рим имеет явную тенденцию становиться Византией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
313
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
257
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
367
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
338

Другие новости