0
1962
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.04.2011 00:00:00

"ДДТ" против VIP-ДТП

Владимир Роменский

Об авторе: Владимир Андреевич Роменский - корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", специально для "НГ-политики".

Тэги: дтп, суд, ддт


дтп, суд, ддт Юрий Шевчук и Артемий Троицкий: "Чтобы тебя не называли "плохим парнем" и "поганцем", надо себя вести нормально".
Фото РИА Новости

Гагаринский суд Москвы должен сегодня вынести решение по иску отставного майора ГИБДД Николая Хованского к музыкальному критику Артемию Троицкому. Бывший милиционер считает, что Троицкий оскорбил его честь и достоинство на концерте группы «ДДТ», происходившем в конце прошлого года и посвященном Дню милиции. Критик решил отметить гаишника в связи с тем, что тот первым публично высказался о резонансном ДТП на Ленинском проспекте. Тогда, напомним, при столкновении с «мерседесом» вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова погибли Вера Сидельникова и Ольга Александрина. Работавший на месте аварии Хованский в тот же день в телевизионном интервью заявил, что скорее всего виновата в аварии женщина, которая находилась за рулем «ситроена». За эти слова Троицкий причислил его к «поганым» милиционерам и во время выступления «ДДТ» заочно присудил ему антипремию.

Сейчас каждый из участников процесса настаивает на том, что высказывал свое личное мнение, а имели они на это право или нет, должен решить суд. По словам Троицкого, это разбирательство важно для того, чтобы понять, кто на самом деле виновен в аварии на Ленинском проспекте.

Названный «поганым» Николай Хованский на деле оказался неплохим парнем. По крайней мере, именно это следует из его показаний и свидетельств коллег. В суде экс-милиционер первым получил слово и сразу же рассказал, как узнал о том, что ему присудили антипремию. В последний День милиции он вместе с родней отмечал профессиональный праздник и обмывал награду, незадолго до этого полученную из рук президента Дмитрия Медведева. Веселье омрачилось (прекратилось?) после звонка 19-летней дочери, которая в этот день с друзьями отправилась на концерт «ДДТ». «Пап, ты дома? Такое ощущение, что тебя сейчас должны вывести на сцену и четвертовать...» – вспоминает майор ее слова. Эта антипремия тем более оскорбила сотрудника правоохранительных органов, что он всегда любил, как сам признается, песни Юрия Шевчука. Они сопровождали его по жизни, пока он служил в армии, воевал в горячих точках. Под них он уходил штурмовать Белый дом. А тут какой-то критик на концерте любимого певца назвал его «поганым ментом». Причем за что?

Сам Хованский до сих пор не видит ничего предосудительного в том, что дал интервью телевизионщикам и назвал виновника аварии на Ленинском. В тот день он приехал на место ДТП через две минуты после столкновения. Картина, по словам бывшего милиционера, была страшная. Водитель «ситроена» Ольга Александрина уже была мертва, и он кинулся оказывать помощь Вере Сидельниковой. «Я делал то, чему учили меня и чему я обучаю своих подчиненных. Дал ей свою руку и сказал: «Хочешь жить – держись!» И она, врач, мне поверила и держалась». Приехавшим медикам он передал женщину еще живой, скончалась она по дороге в больницу. За время, проведенное с Сидельниковой, гаишник выяснил, что они с невесткой в тот день очень спешили. Однако подробностей самой аварии женщина рассказать не смогла. Хованский также отметил: как командир взвода, он должен был сохранить место аварии нетронутым до приезда следователей и обеспечить свободный подъезд для «скорых» и спасателей. Комментарий журналистам он дал потому. что неоднократно делал это прежде. «Я, можно сказать, был внештатным пресс-секретарем», – говорил на суде Хованский. Он пояснил, что оценил обстановку, основываясь на опросе свидетелей ДТП. Говоря о том, что виновником аварии, по всей видимости, была погибшая водитель «ситроена», гаишник оговорился: на ком лежит ответственность, должны выяснить следователи. Тогда он не представлял, какой скандал развернется вокруг этой аварии.

Когда общество забурлило и даже теща милиционера заняла сторону погибших женщин, Хованский вообще перестал высказываться на эту тему. В то же время он подчеркнул, что до сих пор считает, что водитель Баркова в этой аварии не виноват. Интересно, что через несколько недель после ДТП Николай Хованский из органов уволился – в суде бывший сотрудник МВД рассказал, что трагический инцидент на Ленинском и его увольнение никак не связаны. Он сам рассказал, что видел отношение общества к милиции, у Хованского уже была пенсия за выслугу лет, к тому же подвернулась новая работа.

Адвокат Николая Хованского обратил внимание суда на то, что его доверитель, сделав тогда заявление прессе, высказал свое частное мнение, на что имеет право каждый гражданин. В ответ на это сразу же сделал замечание адвокат Артемия Троицкого – юрист отметил, что и его подзащитный – точно такой же гражданин, имеющий полное право высказывать свое мнение. «Нет, с Троицким мы сейчас отдельно разберемся», – заволновался адвокат гаишника. Разбирательство началось тут же – музыкальный критик выступал следующим. При этом его аргументы были не менее убедительными. Осенью прошлого года заканчивалась история милиции и начиналась история полиции – вот он и решил организовать эту премию. Своими планами Троицкий поделился с Юрием Шевчуком и друзьями из «Новой газеты». Поскольку концерт «ДДТ» должен был состояться как раз в День милиции, тогда же решили провести вручение премий и антипремий сотрудникам МВД.

Журналисты из отдела расследований «Новой газеты» подготовили список номинантов, который Троицкий утвердил. Причем только хулить милицию никто не планировал – премии получили как и самые «поганые» милиционеры, так и те, кто отдал жизнь, исполняя свой долг. Родственникам последних участники этой акции позже перечислили деньги. Артемий Троицкий также подчеркнул, что вручение антипремий является общепризнанной мировой практикой. Так, в Голливуде «Золотой малиной» награждают самые худшие фильмы и актеров, в Москве «Серебряной галошей» – музыкантов и композиторов. Однако другие лауреаты этих антипремий в суд не обращались. Николай Хованский же, по мнению Троицкого, обиделся на награждение из-за присутствовавшей на концерте дочери.

Говоря об аварии, критик отметил, что знаком с разными мнениями относительно произошедшего. Сам Троицкий уверен: всю вину за произошедшее «свалили на несчастных погибших женщин», именно поэтому он с коллегами решил отметить того, кто первый взвалил ответственность за ДТП на них. Вручая премию, критик трезво взвешивал каждое свое слово и мата и нецензурщины себе не позволял. Единственные резкости – «поганый» и «оборотень в погонах» – и являются формальным поводом обращения гаишника, который оказался в числе тех, кто попал под это определение. Хованский, по мнению Троицкого, сделал заявление на всю страну и тем самым нарушил презумпцию невиновности и вполне заслуженно был раскритикован. «Чтобы тебя не называли «плохим парнем» и «поганцем», надо себя вести нормально», – заключил он.

Однако ограничиваться только мнениями гаишника и критика судья не стала. Для дачи показаний в зал заседания пригласили уже заждавшегося свидетеля и непосредственного участника вручения премий Юрия Шевчука. Председательствующая попросила его представиться и предъявить документы. Пока музыкант ходил в коридор за паспортом, который оставил в верхней одежде, к судье обратился сидевший в зале главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов: «А вы разве не знаете, кто это такой?» – «Почему же, – удивилась председательствующая, – знаю, конечно!» – «А то я уж подумал, что вы второй человек в России, который Шевчука не знает», – пошутил Муратов.

Надо отметить, что само по себе появление Юрия Юлиановича очаровало многих, а дальнейшее его выступление только упрочило это впечатление. Когда музыканту указали на истца Николая Хованского, он коротко сказал «очень приятно» и протянул тому руку. «Прошло 43 года, прежде чем увидел тебя воочию, хотя с песнями твоими везде», – расплылся в улыбке майор. Потом Шевчук сказал, что участвовал в церемонии вручения премий наравне с Троицким, и добавил, что ответственность за нее они должны нести наравне. Судья, которая в конце была удостоена комплимента со стороны артиста (он назвал ее симпатичной), сказала, что пока в отношении него никто обвинений не выдвигал, и попросила рассказать о том, что происходило на концерте. По словам Шевчука, к нему пришел Троицкий и предложил учредить премию – музыкант эту идею поддержал. Говоря о том, как «делаются дела в нашей России», лидер «ДДТ» рассказал, что в ситуациях с участием автомобилей высокопоставленных лиц было очень много лжи и недоверия. Как правило, эти «бояре на «мерседесах», как высказался Шевчук, выходят сухими из воды, а «народ страдает». А тут еще милиционер (кивок в сторону Хованского) высказался в защиту «барина», под колесами которого погибли две женщины, – за это его и решили наградить, говорил артист, который сам награждал в тот вечер порядочных милиционеров.

Когда Шевчук закончил, вопросы ему решил задать только адвокат Хованского. Он настойчиво спрашивал, какой оттенок носит слово «поганый», после чего начал рассказывать о высоких профессиональных качествах Николая Хованского. О том, что тот боролся за жизнь Веры Сидельниковой, как воевал и к каким наградам представлен. «Знай это, стали бы вы ему антипремию вручать?» – поинтересовался защитник. Шевчук, чуя подвох, на секунду замолчал, а затем парировал. По его словам, «награждали на концерте не конкретных людей, а то действие, которое они совершили». А поскольку гаишник высказался в пользу Баркова, его и решено было отметить как «поганца».

После музыканта допросили еще двух свидетелей. Сперва в зал зашла подруга погибшей в аварии Ольги Александриной Наталья Петрова. Она рассказала, что та всегда ездила очень осторожно, а спешить в тот день у нее не было никаких причин. Рассказала женщина и о диалоге с Хованским, который состоялся у нее в день аварии. Он тогда обещал, что свет на обстоятельства аварии прольют записи с камер видеонаблюдения и «показания бабушки» (так милиционер называл немолодую Веру Сидельникову). Но «бабушка» умерла, а камеры, как известно, ничего не записали. И это также возмутило коллегу Александриной. «Я, как врач, знаю, работает у меня аппарат УЗИ или нет, а он почему-то про камеры не знал», – недоумевала Петрова. Она также резко высказалась против желания Николая Хованского отсудить у музыкального критика полмиллиона рублей, которые он требует передать дочери одной из погибших. «Не надо девочкой прикрываться. Если бы помочь хотели – взяли бы и помогли», – говорила женщина.

Во время выступления подруги Александриной бывший гаишник, который раньше походил на какого-то былинного богатыря, несколько скис – теперь он больше напоминал большого обиженного ребенка с опущенными вниз уголками губ. Несколько приободрился Хованский, когда в зал вошел следующий свидетель – его друг и коллега, с которым они вместе работали на месте ДТП. Он подтвердил, что Хованский вел себя в той ситуации как настоящий профессионал.

Завершилось мартовское заседание после предъявления ряда документов, а также разрешения вопросов о том, кого допросят на сегодняшних слушаниях. В зал заседания Гагаринского суда приглашены в качестве свидетелей следователь Сергей Лагойко, который занимался делом об аварии на Ленинском, а также главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский. Последний, кстати, присутствовал и на предыдущем заседании.

Уже когда разбирательство завершилось, на крыльце суда с Николаем Хованским начал спорить с первого взгляда ничем не примечательный мужчина. Он обвинил майора в том, что он покрывает вице-президента «ЛУКОЙЛа». Бывший гаишник в ответ заявил, что ненавидит подобных людей. Разговор продолжался, вскоре участники спора кричали друг на друга. Закончился спор неожиданно – на вопрос бывшего милиционера «Да кто вы такой?» мужчина ответил: «Отец одной из погибших». Майор изменился в лице и совсем уже тихо произнес: «Тогда простите, пожалуйста». На этом уровне конфликт был исчерпан.

Расходились группами – журналисты в сторону метро, Троицкий с супругой – к подъехавшему «хаммеру», а бывшие милиционеры – к автомобилю поскромнее.

***

К слову, Артемий Троицкий становится частым гостем в московских судах. Еще перед началом слушаний по иску уволившегося недавно из органов Николая Хованского в зале суда музыкальному критику вручили повестку по другому делу. Претензии к музыкальному критику имеет бывший солист группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов, которого Троицкий в интервью телеканалу РЕН-ТВ назвал «дрессированным пуделем при Суркове». Теперь музыкант требует взыскать с Троицкого миллион рублей за оскорбление его чести и достоинства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
826
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1690
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
961
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
675

Другие новости