«Облака» слов (тегов), наиболее часто встречающихся при освещении темы спорта в СМИ.
Спорт в России – больше чем спорт. Гораздо больше. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на статистику, предоставленную информационно-аналитической системой «Медиалогия». На графике отражено количество материалов на спортивные темы в газетах, журналах и на телевидении. Сразу бросаются в глаза три локальных максимума – 2004, 2008, 2012. Всплески падают на годы президентских выборов, так что сразу появляется искушение связать их с предвыборной активностью. Но ничего подобного: если приглядеться, максимумы приходятся на апрель–июнь, то есть на месяцы, непосредственно следующие за президентскими выборами. Таким образом, внимание к спорту связано не с борьбой за голоса избирателей, а с легитимизацией новоизбранного или переизбранного президента в общественном сознании.
Нельзя сказать, чтобы государство не понимало важности спорта – наоборот, в этом отношении после спада 90-х годов произошел перелом. Уже в 2003 году Россия преодолела советские показатели по количеству спортивных объектов (стадионов, плавательных бассейнов, спортивных площадок и т.д.). Однако основное количество публикаций и телесюжетов в период максимумов посвящено не развитию спортивной инфраструктуры, а профессиональному спорту, успехи в котором гораздо сомнительнее.
И здесь можно вспомнить, что профессиональный спорт в России функционирует на принципиально другой основе, чем в экономически развитых странах. На Западе профессиональный спорт представляет собой разветвленную систему бизнеса, которая функционирует на рыночных принципах и финансируется за счет продажи прав на показ, рекламы, торговли атрибутикой. Россия, как всегда, стоит особняком. Доходы от продажи прав трансляции и билетов на стадионы в России в процентном отношении в два-три раза уступают западным стандартам. Однако стоимость спортсменов, тренеров и их зарплаты вполне сопоставимы по своим размерам с европейскими и американскими.
Профессиональный спорт в России является глубоко убыточным. Каким же образом выживает эта порочная бизнес-модель? За счет прямого финансирования профессиональных спортивных клубов и отдельных спортсменов из бюджетов субъектов РФ различного уровня и за счет косвенного финансирования через государственные корпорации («Газпром», «Роснефть», ВТБ, «Транснефть», РЖД и др.). Благодаря этому возникает парадоксальная ситуация, когда страна, где среднемесячная зарплата составляет 500–600 евро, обеспечивает некоторым легионерам и тренерам многомиллионные доходы.
Зададимся простым вопросом: зачем вообще России профессиональный спорт? По отношению к западным странам такой вопрос не возникает – там профессиональный спорт существует просто потому, что он коммерчески выгоден.
Первый ответ, который приходит в голову: достижения в профессиональном спорте способствуют распространению массового спорта. Проверить эту гипотезу трудно. Можно лишь констатировать, что, несмотря на непрестанные вложения в профессиональный спорт, сегодня систематически занимаются физической культурой и спортом менее 8% россиян. Это в разы меньше, чем в западных странах. Более того, в России в последние годы наблюдаются снижение посещаемости стадионов и спортсооружений болельщиками и параллельное уменьшение зрительской аудитории спорта на телевидении. На это обыкновенно отвечают: надо еще более увеличить финансирование элитного спорта! А действительная причина в том, что бедным россиянам неинтересно, как миллионеры лениво перекатывают мяч по полю. Просто спрос на услуги профессионального спорта в России объективно ниже существующего предложения.
График «Медиалогии» показывает, что профессиональный спорт в России существует не по причине его рентабельности и не по причине большого числа болельщиков, а как инструмент легитимизации власти в общественном сознании. Каждому правителю России невольно приходится самоутверждаться на фоне длинного ряда предшественников. В общественном сознании сохраняется память о советских достижениях в профессиональном спорте. Однако советский спорт был основан на принципиально нерыночных принципах – не было ни астрономических зарплат, ни иностранных тренеров, и именно поэтому относительно бедный СССР мог некоторое время конкурировать с капиталистическими странами на спортивных площадках. Нынешняя Россия не может поддерживать такой уровень спортивных притязаний с помощью рыночных механизмов. Но ни один президент России не может позволить себе понизить планку, поскольку сразу окажется в невыгодном сравнении с предшественниками и повредит собственной легитимности. Так возникает чудовищный мыльный пузырь под названием «российский профессиональный спорт». Это своеобразный потлач – так североамериканские индейцы называли раздаривание богатств и проедание излишков в хвастливом стремлении продемонстрировать свое могущество.