0
4370
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.11.2013 00:01:00

Два месяца – за разбой

Татьяна Непомнящая

Об авторе: Татьяна Непомнящая Татьяна Викторовна Непомнящая – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского.

Тэги: уголовный кодекс, преступность, либерализация


уголовный кодекс, преступность, либерализация Санкции норм УК РФ за совершение тяжких преступлений стали явно заниженными в последние годы.

В последние годы президентом РФ четко обозначен курс на либерализацию уголовного законодательства и практики его применения. В связи с этим Госдумой был принят ряд федеральных законов о внесении изменений в Уголовный кодекс, направленных на масштабную либерализацию уголовного законодательства. В основе этой идеи – необходимость снижения числа осужденных на лишение свободы. И это не случайно: по числу приговоренных к этому виду наказания Россия находится на третьем месте в мире после США и Китая. Примерно каждый третий осужденный в нашей стране – это осужденный на лишение свободы. Только в 2012 году к этому наказанию были приговорены 206 254 человека (по данным Федеральной службы исполнения наказаний РФ), на 1 октября 2013 года  в местах лишения свободы в России содержались 680 600 человек).
Между тем криминологическая ситуация в нашей стране с каждым годом становится все более и более неблагоприятной. Ежегодно в России, по официальным данным, совершается около 3 млн преступлений, а по самым осторожным экспертным оценкам (с учетом латентности) – 10–12, а то и все 15 млн. В массиве регистрируемой преступности примерно треть составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Так, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2012 году из 739 279 осужденных в Российской Федерации 172 942 (23,3%) совершили тяжкое, а 40 752 (5,5%) – особо тяжкое преступление. Каждое пятое зарегистрированное преступление совершается группой лиц. Растет число преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами. Традиционно распространена экономическая преступность. Наблюдается тенденция к росту числа преступлений террористического характера. Появляются новые формы преступности, усиливаются ее организованность, вооруженность, техническая оснащенность.
Таким образом, реформирование уголовного законодательства в сторону либерализации, а также повсеместная либерализация правоприменительной практики не сопоставляются с криминологическими реалиями. По мнению большинства российских криминологов, уголовная политика не может и не должна быть либеральной во время разгула преступности. Не случайно в Толковом словаре русского языка слово «либерализм» определяется как «излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство».
Либерализация отечественного уголовного законодательства осуществляется по нескольким направлениям. Так, значительным изменениям подвергнуты санкции Уголовного кодекса РФ: по 68 составам исключены нижние пределы санкций, предусматривающих наказание в виде лишения свободы, значительное число санкций дополнены наказаниями, не связанными с лишением свободы (штрафом, исправительными работами и т.д.).
Но исключение нижних пределов наказания в виде лишения свободы за преступления средней тяжести и тем более за отдельные тяжкие и даже особо тяжкие преступления, в частности за причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1–4 ст. 111 УК РФ), разбой (ч. 1–4 ст. 162 УК РФ), представляется не только нецелесообразным, но и недопустимым. В первую очередь таким образом увеличивается свобода судейского усмотрения. Так, по ч. 4 ст. 158 УК РФ суд сможет назначить наказание в виде лишения свободы и на срок два месяца, и на срок 10 лет. Данная ситуация не будет способствовать единообразной карательной практике как в пределах одного региона, так и в целом по стране. Кроме того, не только верхние, но и нижние пределы санкции также отражают оценку законодателем общественной опасности деяний. Необходимо также подчеркнуть, что санкции норм УК РФ, предусматривающие наказание за совершение многих тяжких и особо тяжких преступлений, стали явно заниженными по сравнению с аналогичными санкциями других зарубежных государств. Так, за вооруженный разбой § 143 УК Австрии предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, § 250 УК ФРГ – на срок не менее 5 лет. В соответствии с УК Франции хищение, совершенное с применением оружия, наказывается 20 годами уголовного заключения. И если ранее в санкции ч. 2 ст. 162 УК РФ за разбой с применением оружия было установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом, то сейчас это преступление наказывается лишением свободы на срок от двух месяцев до 10 лет.
Если проанализировать все последние изменения норм УК РФ, посвященные системе наказаний в целом и отдельным видам наказаний, можно прийти к выводу, что большинство из них внутренне противоречивы, до конца не продуманы и в итоге не могут привести к расширению практики назначения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Так, одним из наказаний, альтернативных лишению свободы, традиционно является штраф. Во многих странах это весьма распространенное наказание. В Японии, например, к штрафу приговариваются до 95% от общего числа осужденных, в Германии – до 80%, во Франции – до 48%. В Российской Федерации в последние годы число приговоренных к штрафу значительно меньше и довольно стабильно – 14–15% от общего числа осужденных.
Среди изменений, коснувшихся этого наказания в последние годы, спорным является не только увеличение минимального размера штрафа с 2500 до 5000 руб., так как доходы основной массы населения невысоки и для большинства осужденных даже минимальный или близкий к минимальному размер штрафа может быть весьма ощутимым, но и увеличение его максимального размера с 1 000 000 до 5 000 000 руб. Причем штраф в размере до 5 000 000 руб. установлен лишь за два преступления: клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Совершенно непонятно, почему столь высокий размер штрафа установлен именно за эти два преступления. Кроме того, возникают сомнения в том, что судебная практика может пойти по пути назначения штрафа в столь высоких размерах.
С другой стороны, размеры штрафа, установленного законодателем за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, явно занижены и составляют 40 000 руб. (2% санкций), 80 000 руб. (3% санкций), до 120 000 руб. (3% санкций), до 200 000 руб. (11% санкций), до 300 000 руб. (22% санкций), до 500 000 руб. (26% санкций), до 1 000 000 руб. (3% санкций). Ущерб, который может быть причинен в результате совершения рассматриваемых преступлений, явно не соответствует размеру штрафа, установленного в качестве уголовного наказания за эти преступления. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае извлечения дохода в крупном размере (то есть если он превышает 1 500 000 руб.) штраф установлен в размере до 300 000 руб. На основании ч. 1 ст. 176 УК РФ в случае причинения крупного ущерба (то есть если он превышает 1 500 000 руб.) штраф установлен в размере до 200 000 руб. и т.д.
По числу заключенных Россия занимает третье место в мире.	 Фото Reuters
По числу заключенных Россия занимает третье место в мире.
     Фото Reuters
Нельзя не отметить, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы (за исключением преступлений, связанных со взяточничеством). Возникает закономерный вопрос: а не станет ли уклонение от уплаты штрафа «нормой», «обычным явлением»? Так, в частности, исправительные работы являются более суровым наказанием, чем штраф. И в случае, если лицо, приговоренное, например, за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ к максимальному размеру штрафа – 80 000 руб., злостно уклоняется от его уплаты, то суд может заменить ему это наказание на один год исправительных работ с удержанием из заработной платы 20%. И при ежемесячной заработной плате, например, в 15 000 руб. он выплатит в доход государства всего 36 000 руб.
То, что законодатель является крайне непоследовательным в вопросах внесения изменений в УК РФ, можно проследить на следующем примере. Так, ст. 50 УК РФ на момент принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году устанавливала возможность отбывания исправительных работ по месту работы осужденного. Затем с декабря 2003 году исправительные работы стали назначаться осужденным, не имеющим основного места работы. Наконец, сейчас с 1 января 2012 году они назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Все это свидетельствует о крайней нестабильности уголовного закона и не могло не сказаться на практике применения этого наказания: все эти годы число приговоренных к исправительным работам было невелико и составляло всего 4–5% от общего числа осужденных и лишь в 2012 году возросло (9,5% от общего числа осужденных в Российской Федерации).
С 10 января 2010 года в нашей стране стало применяться наказание в виде ограничения свободы. Данный вид наказания как альтернатива лишению свободы широко применяется в Польше, Казахстане и некоторых других государствах. Его аналогами являются домашний арест с электронным мониторингом в США и запрет осужденному покидать в определенные часы установленное место проживания (включающий электронное наблюдение) в Англии, режим полусвободы во Франции и т.д.
По мнению начальника отдела исполнения уголовно-правовых мер Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН РФ Татьяны Никитиной, высказанному на момент введения этого наказания в 2010 году, «приблизительное количество осужденных к ограничению свободы в 2010 году составит 76 тысяч. В следующем 2011 году эта цифра удвоится. В дальнейшем ежегодное количество осужденных на ограничение свободы существенно вряд ли изменится и будет составлять примерно 150–160 тысяч человек». Но прогнозы не оправдались, и в 2010 году к ограничению свободы были приговорены 7893 человека (0,9% от общего числа осужденных в РФ), в 2011 году –10 994 человека (1,4% от общего числа осужденных), а в 2012 году – 25 269 человек (3,4% от общего числа осужденных). В итоге прошло уже более трех лет с момента введения в действие наказания в виде ограничения свободы, но пока это наказание не стало реальной альтернативой лишению свободы.
Во многом это связано с тем, что в том виде, в котором ограничение свободы закреплено сейчас в уголовном законодательстве, оно не лишено ряда серьезных недостатков. Во-первых, этот вид наказания весьма сходен с условным осуждением. Во-вторых, характер и объем правоограничений, которые влечет ограничение свободы, не позволяют этому виду наказания занять то место в системе наказаний, которое ему было отведено изначально. Но законодатель не изменил место ограничения свободы в системе наказаний. Не изменена и последовательность изложения видов наказаний в санкциях статей Особенной части УК РФ, предусматривающих альтернативные ограничению свободы наказания. Таким образом, нарушается принцип построения системы наказаний от менее строгого к более строгому виду наказания. В-третьих, основное содержание наказания в виде ограничения свободы заключается в ряде ограничений. Но все это имеет смысл только при установлении механизма контроля за исполнением этих ограничений. В ст. 60 УИК РФ предусмотрено право уголовно-исполнительной инспекции для обеспечения надзора использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых утвержден постановлением правительства РФ от 31 марта 2010 года. В настоящее время Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России. По состоянию на 1  января 2013 из 24 285 осужденных на ограничение свободы электронные браслеты применены в отношении 9238 осужденных (лишь 38%). На наш взгляд, без хорошо отлаженного механизма электронного мониторинга с помощью электронных браслетов наказание в виде ограничения свободы вообще не имеет смысла.
Несмотря на то что по числу видов наказаний, предусмотренных системой наказаний, УК РФ опережает уголовные кодексы большинства европейских государств, которые устанавливают в основном 3–4 вида наказаний, 7 декабря 2011 года система была дополнена 13-м видом наказания – принудительными работами. Но вскоре после этого применение данного наказания было отложено до 1 января 2014 года. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона, внесенный правительством РФ, которым предусматривается перенос срока вступления в силу положений Федерального закона о принудительных работах на 1 января 2017 года, что вызвано отсутствием финансирования.
Таким образом, в настоящее время в условиях сложной криминологической ситуации в нашей стране необходимо говорить не о либерализации уголовного законодательства, а о его гуманизации и гармонизации. При этом меры наказания, применяемые к лицам, совершившим преступления, должны быть адекватны состоянию и тенденциям преступности. И в первую очередь это касается тяжких и особо тяжких преступлений. Сокращение числа приговоренных к лишению свободы возможно лишь при улучшении социально-экономического уровня жизни в стране, улучшении криминогенной обстановки и снижении общего уровня преступности. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1332
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1272
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1508
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1241

Другие новости