0
2499
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.04.2014 00:01:00

Битва за души

Елена Назарова

Об авторе: Назарова Елена Александровна – доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС.

Тэги: сми, информация, безопасность, пропаганда, гражданское общество


сми, информация, безопасность, пропаганда, гражданское общество Добавить нечего... Открытка из архива редакции «НГ»

В современную эпоху всеобщей информатизации, когда младенцы, едва научившись удерживать в руках предметы, с легкостью обращаются с пультами, мобильными телефонами, смартфонами и планшетными компьютерами, когда человек, едва появившись, погружается в пучину информации и вынужден учиться выживать в этой информационной стихии, информационная безопасность становится такой же актуальной проблемой, как безопасность физическая, интеллектуальная, психологическая, эмоциональная…

Современный молодой человек воспринимает средства массовой коммуникации как определенную данность, неотъемлемую часть окружающего мира, и зачастую та информация, которая поступает из этих источников, также воспринимается им как вполне очевидная, естественная, не вызывающая сомнения. Если у человека еще не сформированы определенные «фильтры» (моральные, культурные, идеологические и т.д.), то бесконтрольно поступающая информация пропагандистского, агрессивного характера, может существенно повлиять на ценностные ориентиры неокрепшей личности и создать условия для появления различных асоциальных деформаций (агрессии, ксенофобии…). Молодежь, подростки становятся наиболее легкой добычей для пропагандистов различного толка именно в силу своей восприимчивости, нигилизма, стремления к самоутверждению и т.д.

Старшее поколение, выросшее в условиях информационного дефицита (одноканальные стационарные радиоустановки на кухне, ограниченное по времени вещание телевидения 70-х годов, малое количество печатных средств информации) к изобилию современных способов получения разноплановой информации, ее необъятному объему относится с большим недоверием. Эта аудитория скорее склонна доверять печатным СМИ, предполагая, что информация, которая появляется в газетах и информационных, аналитических и периодических журналах проходит более тщательную проверку, более достоверна и надежна. В то же время именно на эту аудиторию в основном рассчитаны основные новостные, аналитические и авторские программы на отечественном TV.

И именно люди сегодня становятся основным полем битвы в современных информационных войнах. Идет не захват территорий, не тактическая борьба за дома, улицы и города, а более глобальная борьба за умы, души и голоса людей.

В этих условиях массированной информационно-пропагандистской атаки как извне, так и внутри страны у обыкновенного человека не так уж много вариантов. Первый вариант, на который делается основная ставка, – подчиниться общему потоку, пройти «информационную мобилизацию» и влиться в ряды активных пропагандистов определенной идеи. Второй вариант – попытаться противостоять этому потоку и стать диссидентом, зачастую вынужденно консолидируясь с носителями совершенно чуждых идей лишь исходя из условия их противопоставления «мейнстриму». Третья стратегия – «эскейперство» – уход от всего этого в виртуальную реальность компьютерных игр, сериалов, развлекательных программ, хобби, увлечений, рукоделий и т.д.

Среди молодежи становится модным интенсивное изучение различного рода социальных технологий, попытки познания закономерностей протекающих социальных процессов и определение своего место в них. Это позволяет создать ощущение своей осведомленности, погруженности в процессы и управления ими.

А можно еще жить настоящей жизнью – жить своими радостями и бедами, проблемами близких и далеких людей, иметь свой взгляд на происходящие события, оценивать происходящие события исходя из своей системы ценностей, в которой у большинства жителей нашей страны основное место занимают семья, безопасность, достаток, мир, стабильность, справедливость, закон, права человека, порядок. Что может противопоставить информационному натиску обычный человек? Выключить телевизор-компьютер-планшет. Но надолго ли?

Что может сделать группа единомышленников? Включить «коллективный разум» и логику, как молодежь из проекта «Антипропаганда», пусть пока не на вполне релевантной методологической основе, но это попытка осознания и понимания интенсивности информационного воздействия извне.

Что может сделать гражданское общество? Взять под контроль обеспечение государством гарантированных прав его граждан на безопасную жизнь, в том числе и на информационную безопасность, так как функция общественного контроля – одна из основных функций гражданского общества. Но контроль не в привычном понимании внедрения фильтра поступающей информации на основании степени лояльности к ее источнику, а контроль с целью обеспечения безопасности жизни человека, ограждения его от деструктивных воздействий агрессивной информации и ее последствий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1446
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1649
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1761
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4067

Другие новости