0
2380
Газета НГ-Политика Интернет-версия

07.10.2014 00:01:00

Недетские страхи

Анна Владимирова

Об авторе: Анна Владимировна Владимирова – педагог.

Тэги: дети, безопасность


дети, безопасность Проговорить все опасные ситуации с ребенком невозможно. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Казалось бы, никогда еще в нашей стране не заботились о детской безопасности так, как сегодня. Постоянный присмотр, отслеживание местонахождения по мобильному телефону, GPS-маячки – все средства хороши, ведь речь идет о жизни и здоровье ребенка. Но дети продолжают пропадать. Не потому, что их не научили тому, что мир опасен, – об этом они знают. В теории. Они не умеют правильно себя в этом небезопасном мире вести, а научиться этому на практике пока негде.

Этим летом в социальных сетях прошел видеоролик о том, как легко украсть оставленного без присмотра ребенка. Эксперимент проводился днем, на оживленной детской площадке. В роли злоумышленника выступал детский психолог, мужчина средних лет с неброской внешностью.

Одна-две фразы деловитым или участливым тоном («Пойдем, поможешь кое-что до машины донести», «А что ты здесь одна делаешь?»), и «жертва» выходит вслед за незнакомцем из парка – к машине или навстречу к отлучившейся на минутку маме. Сама, без принуждения. Еще и руку ему подает, чтобы перевел через дорогу.

Буквально полминуты, и вот уже следившие за «похищением» с помощью скрытой камеры родители выговаривают обескураженному ребенку: «Ты почему с ним пошел?! Тебя же учили не разговаривать с незнакомыми людьми!»

И в самом деле, почему? Можно попытаться объяснить все детской доверчивостью, неискушенностью или своеволием. Но только ли в этом дело? Почему дети стали менее осторожными, а значит, более уязвимыми?

Обычный городской ребенок сегодня находится под постоянным контролем взрослых. Большую часть решений по вопросам детской жизни принимают родители и их «заместители» в лице нянь, бабушек и т.д.: в какое время вставать и ложиться спать, что есть на обед, какую одежду носить, в какие кружки и секции ходить, чем заниматься в свободное время, когда и на каких площадках гулять, с кем и в какие игры играть.

Добавим к этому родственников, воспитателей, учителей, тренеров. А еще знакомых, соседей и даже совершенно посторонних людей, например, продавцов в магазинах или случайных прохожих, которые вдруг захотели поучаствовать в воспитании ребенка, поделиться с ними житейской мудростью или призвать к порядку.

Круг взрослых людей, с которыми общается ребенок и которые руководят или пытаются руководить его поведением, весьма широк. В общем-то, это нормально: маленькому человеку объективно недостает знаний о том, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что нет и что вообще есть интересного в этом мире. Это ответственность окружающих его взрослых.

Но постоянная опека приводит к тому, что ребенок привыкает к роли ведомого, принимает то, что за него все решают взрослые, как данность. Пространство для самостоятельного выбора есть, но оно ограничено. Бунты, истерики и капризы, какими бы они ни были сильными по эмоциональному накалу, ситуацию особо не меняют.

У взрослых есть план, как вырастить ребенка счастливым и успешным, и они методично воплощают его в жизнь. Дети быстро усваивают: этому лучше не сопротивляться. К тому же быть послушным и некапризным, не создавать проблем выгодно: больше удастся отвоевать благ и послаблений.

В итоге, когда к ребенку в очередной раз подходит очередной взрослый с очередным требованием (помочь что-то донести до машины) или предложением (пойти вместе к маме), тот практически без колебаний делает то, что ему говорят. По привычке.

Если ребенка что-то и насторожит в этой ситуации, то здесь против него сыграет еще один социальный навык, который ему прививали с самого раннего детства, – вести себя прилично, не устраивать сцен на публике. Боязнь выглядеть глупо или смешно в глазах окружающих также может помешать ребенку дать отпор незнакомцу. Да, его учили, что в таких случаях нужно кричать, вырываться, убегать. Но дело происходит днем, кругом люди, незнакомец не выглядит опасным, мама где-то рядом. Если закричать и устроить скандал, то все подумают, что он трус или ненормальный, станут над ним насмехаться. Родители опять скажут, что он не умеет себя вести и его ни на минутку нельзя оставить, чтобы он не набедокурил. И ребенок остается в уже привычной ему роли ведомого.

Так что же, единственное средство обеспечить безопасность таким послушным и несамостоятельным современным детям – это постоянный присмотр, как утверждает эксперт-криминалист в упомянутом выше ролике? Очевидно, что это временная мера. Рано или поздно ребенка нужно будет отпустить в свободное плавание. Соответственно его нужно к этой свободе подготовить. Но как?

Ответ на этот вопрос есть в словах – и в действиях – единственного ребенка, которого не смогли «украсть» в ходе эксперимента. У мальчика не возникло проблемы выбора: соглашаться на предложение незнакомца или нет. Он просто остался на площадке. Потому что так ему сказала мама. Иными словами, ребенок получил инструкцию о безопасном поведении от значимого для него взрослого, знал, в чем ее смысл, и смог ее выполнить.

Можно увидеть за поступком сына покорность и несамостоятельность, обвинить маму в авторитарности, поставить под сомнение ее оценку детской площадки как безопасного места. Но факт налицо: то, чему она научила сына, помогло ему не попасть в беду, пусть и ненастоящую.

Почему это не удалось остальным родителям? Скорее всего дело в самом подходе к обучению правилам безопасности.

Обычно это происходит так: взрослый предостерегает ребенка от какого-нибудь опасного действия (нельзя уходить с незнакомцем; открывать дверь чужим людям, если дома нет никого из взрослых; рассказывать незнакомым лично или по телефону подробности о себе и своей семье). Далее идет описание печальных последствий, подробное или не очень, но в любом случае рассчитанное на то, что ребенок прочувствует весь ужас и необратимость ситуации (иначе украдут и не найдем; ограбят; побьют) и сделает все, чтобы ее избежать. Затем следует рекомендация относительно того, как нужно поступить в подобной ситуации (сказать, что без маминого разрешения никуда не пойдешь; притвориться, что никого нет дома; не вступать в разговор). И в заключение контроль понимания. Как правило, к этому моменту взрослый уже пребывает в убеждении, что он объяснил все максимально доходчиво и убедительно. Поэтому зачастую все сводится к банальному: «Понял?» «Понял», – отвечает ребенок. Так ли это?

Казалось бы, взрослый выполнил задачу: проинформировал ребенка об опасности и вооружил знаниями о том, как ее избежать. Но есть серьезный риск того, что ребенок воспринял услышанное буквально и любое отклонение от описанной ситуации отменит рекомендации взрослого.

Возьмем, к примеру, хрестоматийное утверждение о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. А дворник, которого ребенок часто видит рядом с домом, тоже незнакомец? А если этот человек предложит не игрушку (конфету, щеночка и прочие соблазны, которые называли родители), а что-то другое? А если с ребенком заговорит незнакомая женщина? А если она назовет свое имя или представится маминой подругой, она перестанет быть незнакомой? А почему мама вчера на детской площадке рассказывала незнакомым людям о том, в какую школу и в какие кружки ходит ребенок? Значит, это не опасно?

В любом случае незнакомцы – не единственный источник опасности; угроза может исходить и от близких людей, включая членов семьи ребенка. Проговорить все опасные ситуации невозможно.

Эти ограничения волшебным образом снимаются, если учить ребенка не тому, что опасно и что нельзя делать, а, наоборот, тому, какое поведение будет для него максимально безопасным.

Также важно, чтобы ребенок усвоил: все самостоятельные действия (пойти с другом играть в соседний двор, задержаться в гостях еще на час, помочь старушке найти потерявшегося котенка) необходимо обсуждать с родителями или с теми людьми, которые отвечают за его безопасность в настоящий момент (например, с воспитателями, учителями). Так он сможет постепенно расширять свой опыт безопасного поведения.

Но знания не равны поступкам – особенно если речь идет о детях. Полученную информацию о правилах личной безопасности необходимо закреплять на практике. И речь идет не о проверках с подставными «злоумышленниками» из числа друзей и знакомых, а об отработке конкретных действий под контролем специалистов, которые не запугают ребенка и не создадут у него ложное ощущение неуязвимого «супермена», а помогут ему освоить безопасное поведение.

Где их искать и какие есть варианты?

Посмотрим на систему государственного образования. В действующих федеральных образовательных стандартах присутствует понятие модели безопасного поведения «в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях». В каждой школе есть штатный преподаватель-организатор ОБЖ. На сайтах учебных учреждений можно найти планы по обеспечению безопасности (если повезет, то даже на текущий учебный год), где упоминается тема личной безопасности детей. В расписании присутствует предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Но, например, в Москве обязательным он становится только в старших классах. До этого времени основы безопасности школьникам преподают на интегрированной основе в рамках предметов «Физическая культура» и «Окружающий мир» в начальной школе и вместе с «Историей и обществознанием», «Естествознанием», «Физической культурой» и «Технологиями» с пятого по девятый класс.

Качество такого обучения напрямую зависит от внимания к теме личной безопасности со стороны школьной администрации и от квалификации и заинтересованности в этом вопросе конкретных педагогов. Здесь уж как повезет.

Возможно, что-то могут предложить профильные организации? Начнем с государственных.

На сайте МВД России специализированных материалов по детской безопасности не нашлось. Зато, например, на сайте Управления МВД России по Омской области есть раздел «Детство – территория безопасности», где опубликованы памятки и комикс на тему личной безопасности для детей и методические рекомендации по предупреждению происшествий и несчастных случаев с несовершеннолетними для взрослых. Предложений по учебным курсам и практическим занятиям для детей на сайте министерства нет.

На сайте МЧС России есть информация о «Школе безопасности»: министерство поддерживает это детско-юношеское общественное движение и проводит одноименные детские соревнования, но по своему профилю. Учат в этой «Школе» правилам предупреждения чрезвычайных ситуаций и выживанию в них. Тренинги по отработке навыков личной безопасности в ее программу не входят.

Подробную информацию по обеспечению детской безопасности и обучению детей безопасному поведению предлагает сайт спасательно-поискового отряда «Лиза Алерт». Это некоммерческое объединение на добровольной основе занимается поисками пропавших людей, прежде всего детей. Волонтеры отряда готовы с одобрения школьной администрации обучать правилам личной безопасности школьников и их родителей. Правда, преимущественно в формате лекций.

Поиск учебных курсов в Интернете мало чем помог: одно предложение от частного инструктора в Екатеринбурге и все.

Получается, что формально вопрос с обучением детей правилам личной безопасности вроде бы решен: эта тема в рамках предмета ОБЖ включена в школьную программу, разнообразную информацию по ней можно найти в Интернете и в книгах, отечественных и переводных. Вот только возможностей для практической отработки нужных навыков недостаточно. Если не сказать почти нет.

Похоже, у родителей есть только один вариант – брать инициативу в свои руки: самим находить среди сотрудников органов внутренних дел и преподавателей ОБЖ специалистов-энтузиастов, которые неравнодушно относятся к теме практического обучения детей безопасности, передавать друг другу информацию о них и самостоятельно организовывать тренинги. Возможно, если они окажутся востребованными, то ситуация изменится к лучшему – неважно, с помощью добровольцев или государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
531
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
300
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
568
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
359

Другие новости