0
9581
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.01.2015 00:01:05

И Гитлер в тигровой рваной шкуре...

Тэги: война, великая отечественная война, кукрыниксы, карикатура, гитлер, кутузов, отечественная война, 1812 год, геббельс, геринг


война, великая отечественная война, кукрыниксы, карикатура, гитлер, кутузов, отечественная война, 1812 год, геббельс, геринг Карикатура © РИА Новости

Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. 	 Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941
Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941 

Карикатура – чрезвычайно эффективное и действенное средство военной пропаганды. Во фронтовых условиях хорошая шутка снимает напряжение и поднимает настроение, бодрит и повышает боевой дух. Кто смеется над врагом, тот его не боится.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало чрезвычайно популярным. Не будем забывать, что грамотность в ту пору была отнюдь не стопроцентной, а рисунок понятен каждому. Язык карикатуры интернационален, она легко перешагивает границы и гуляет по свету.

Наполеоновские войны вызвали взрыв сатирических рисунков. Английские карикатуристы Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон и другие создали не менее тысячи картинок, высмеивающих Наполеона и его политику. Они создали его комический, но узнаваемый образ: хилая фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, большой нос.

В России до 1812 года карикатур на Наполеона не могло быть, поскольку император Александр I заключил с ним союз. Но зато в первые месяцы войны при штабе Михаила Илларионовича Кутузова была создана специальная типография, специально предназначенная для пропагандистской работы среди населения и армии. Здесь появился новый вид карикатуры – «летучие листы». Иногда эти сатирические картинки называют лубочными. Подобно традиционному лубку они вешались на стену для всеобщего обозрения. Всего было создано около 200 таких произведений, высмеивающих Наполеона и его армию. И прославлявших русского солдата, ополченца, партизана-крестьянина.

Авторами самых знаменитых карикатур на тему Отечественной войны 1812 года стали Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенёв и Иван Алексеевич Иванов. Им принадлежит большая часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. В них осмеивается Наполеон, его сподвижники и «доблестная» армия.

Популярность этих картин была невероятна. Их неоднократно воспроизводили и переиздавали в виде альбомов, даже когда война давно закончилась. В 1815 году вышла книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребенёвская азбука». Она содержала 34 рисунка с двустишиями, начинавшимися на определенную букву алфавита. На странице с буквой В голодные французы раздирают ворону. Под картинкой надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать».

Продавались сатирические листы, раскрашенные вручную, за деньги и стоили дорого – от рубля до трех. Так что народ их видел только на стенах трактиров и других заведений, где их вывешивали хозяева для всеобщего обозрения и привлечения клиентуры. Некоторые сатирические сцены впоследствии воспроизводились на стеклянной и фарфоровой посуде.

В русско-японскую войну 1904–1905 годов сатирические плакаты печатались уже массово и расходились по всей империи. На них задорные матросы, солдаты и казаки мутузили мелких японцев, скалящих крупные белые зубы. Хотя победили в конечном счете именно японцы.

Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов карикатура пережила небывалый подъем во всех воюющих странах. К военной силе и экономическому давлению прибавилась «третья сила» – тотальная пропаганда. Выросли тиражи сатирических журналов, газеты не выходили без карикатур, отдельные листы, наборы открыток, почтовые конверты – все использовалось для печатанья сатиры.

На этом поприще хорошо постарались все воюющие стороны. Но если раньше сатира создавалась, так сказать, для внутреннего употребления, то теперь она стала еще и средством пропаганды в рядах противника. Листовки и открытки, забрасываемые во вражеские окопы, должны были подрывать дух, разобщать союзников, побуждать к дезертирству и сдаче в плен.

Французам немецкие агитаторы подкидывали открытки с эротическими сюжетами. Часто с таким: французский солдат погибает в грязных окопах, а на заднем плане его жену тискает английский боец.

Немецкие карикатуристы изображали русских солдат как толпу диких гуннов, которых гонят в бой плетью пьяные офицеры. На русских плакатах российский воин-богатырь одним взмахом сабли сносит головы дюжине плюгавых «колбасников».

Естественно, Вторая мировая война тоже стала временем расцвета военной сатиры. В то время как почти все журналы в стране были закрыты, популярный «Крокодил» продолжал выходить и распространяться не только в тылу, но и на фронте.

Политуправление Западного фронта с июля 1941 года издавало журнал «Фронтовой юмор». В редакционном обращении к читателям говорилось: «Фронтовой юмор» призван бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами». В 1941 году вышло четыре номера, в 1942 – 17, в 1943 – 12, в 1944 – 12, в 1945 – 6 номеров. Печатался на 8–16 страницах.

В начале войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага: легкомысленно, вредно, демобилизует. Уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к мести, к уничтожению фашистов. И такие плакаты были созданы. Но и от осмеяния врага художники не отказались.

Когда на Курской дуге немцы пустили в бой новые тяжелые танки, у советских солдат появилась так называемая тигробоязнь. И тогда одновременно в центральных и фронтовых газетах появились карикатуры, где Гитлер изображался на битом тигре или в рваной тигровой шкуре. Так создавалось моральное превосходство над врагом.

Геббельсовская пропаганда тоже активно использовала сатирические плакаты, которыми были увешены стены в Германии и оккупированных странах. И в огромном количестве разбрасывала с самолетов листовки, нередко с карикатурными сюжетами, призывающие сдаваться в плен. У немецкой сатиры были два любимых персонажа – зверообразный волосатый комиссар с огромным семитским носом и похожий на таракана Сталин.

Советские карикатуристы изображали Гитлера с вытянутой крысиной мордой, Геббельса – кривоногой обезьяной, Геринга – свиноподобным и т.д. Надо отметить, что советская сатира была куда более остроумной, разнообразной и едкой. Многие военные карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова и других художников до сих пор остаются непревзойденными образцами жанра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1073
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2883
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2016
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1601

Другие новости