Карикатура © РИА Новости
Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941 |
Карикатура – чрезвычайно эффективное и действенное средство военной пропаганды. Во фронтовых условиях хорошая шутка снимает напряжение и поднимает настроение, бодрит и повышает боевой дух. Кто смеется над врагом, тот его не боится.
В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало чрезвычайно популярным. Не будем забывать, что грамотность в ту пору была отнюдь не стопроцентной, а рисунок понятен каждому. Язык карикатуры интернационален, она легко перешагивает границы и гуляет по свету.
Наполеоновские войны вызвали взрыв сатирических рисунков. Английские карикатуристы Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон и другие создали не менее тысячи картинок, высмеивающих Наполеона и его политику. Они создали его комический, но узнаваемый образ: хилая фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, большой нос.
В России до 1812 года карикатур на Наполеона не могло быть, поскольку император Александр I заключил с ним союз. Но зато в первые месяцы войны при штабе Михаила Илларионовича Кутузова была создана специальная типография, специально предназначенная для пропагандистской работы среди населения и армии. Здесь появился новый вид карикатуры – «летучие листы». Иногда эти сатирические картинки называют лубочными. Подобно традиционному лубку они вешались на стену для всеобщего обозрения. Всего было создано около 200 таких произведений, высмеивающих Наполеона и его армию. И прославлявших русского солдата, ополченца, партизана-крестьянина.
Авторами самых знаменитых карикатур на тему Отечественной войны 1812 года стали Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенёв и Иван Алексеевич Иванов. Им принадлежит большая часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. В них осмеивается Наполеон, его сподвижники и «доблестная» армия.
Популярность этих картин была невероятна. Их неоднократно воспроизводили и переиздавали в виде альбомов, даже когда война давно закончилась. В 1815 году вышла книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребенёвская азбука». Она содержала 34 рисунка с двустишиями, начинавшимися на определенную букву алфавита. На странице с буквой В голодные французы раздирают ворону. Под картинкой надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать».
Продавались сатирические листы, раскрашенные вручную, за деньги и стоили дорого – от рубля до трех. Так что народ их видел только на стенах трактиров и других заведений, где их вывешивали хозяева для всеобщего обозрения и привлечения клиентуры. Некоторые сатирические сцены впоследствии воспроизводились на стеклянной и фарфоровой посуде.
В русско-японскую войну 1904–1905 годов сатирические плакаты печатались уже массово и расходились по всей империи. На них задорные матросы, солдаты и казаки мутузили мелких японцев, скалящих крупные белые зубы. Хотя победили в конечном счете именно японцы.
Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов карикатура пережила небывалый подъем во всех воюющих странах. К военной силе и экономическому давлению прибавилась «третья сила» – тотальная пропаганда. Выросли тиражи сатирических журналов, газеты не выходили без карикатур, отдельные листы, наборы открыток, почтовые конверты – все использовалось для печатанья сатиры.
На этом поприще хорошо постарались все воюющие стороны. Но если раньше сатира создавалась, так сказать, для внутреннего употребления, то теперь она стала еще и средством пропаганды в рядах противника. Листовки и открытки, забрасываемые во вражеские окопы, должны были подрывать дух, разобщать союзников, побуждать к дезертирству и сдаче в плен.
Французам немецкие агитаторы подкидывали открытки с эротическими сюжетами. Часто с таким: французский солдат погибает в грязных окопах, а на заднем плане его жену тискает английский боец.
Немецкие карикатуристы изображали русских солдат как толпу диких гуннов, которых гонят в бой плетью пьяные офицеры. На русских плакатах российский воин-богатырь одним взмахом сабли сносит головы дюжине плюгавых «колбасников».
Естественно, Вторая мировая война тоже стала временем расцвета военной сатиры. В то время как почти все журналы в стране были закрыты, популярный «Крокодил» продолжал выходить и распространяться не только в тылу, но и на фронте.
Политуправление Западного фронта с июля 1941 года издавало журнал «Фронтовой юмор». В редакционном обращении к читателям говорилось: «Фронтовой юмор» призван бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами». В 1941 году вышло четыре номера, в 1942 – 17, в 1943 – 12, в 1944 – 12, в 1945 – 6 номеров. Печатался на 8–16 страницах.
В начале войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага: легкомысленно, вредно, демобилизует. Уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к мести, к уничтожению фашистов. И такие плакаты были созданы. Но и от осмеяния врага художники не отказались.
Когда на Курской дуге немцы пустили в бой новые тяжелые танки, у советских солдат появилась так называемая тигробоязнь. И тогда одновременно в центральных и фронтовых газетах появились карикатуры, где Гитлер изображался на битом тигре или в рваной тигровой шкуре. Так создавалось моральное превосходство над врагом.
Геббельсовская пропаганда тоже активно использовала сатирические плакаты, которыми были увешены стены в Германии и оккупированных странах. И в огромном количестве разбрасывала с самолетов листовки, нередко с карикатурными сюжетами, призывающие сдаваться в плен. У немецкой сатиры были два любимых персонажа – зверообразный волосатый комиссар с огромным семитским носом и похожий на таракана Сталин.
Советские карикатуристы изображали Гитлера с вытянутой крысиной мордой, Геббельса – кривоногой обезьяной, Геринга – свиноподобным и т.д. Надо отметить, что советская сатира была куда более остроумной, разнообразной и едкой. Многие военные карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова и других художников до сих пор остаются непревзойденными образцами жанра.