0
4978
Газета НГ-Политика Интернет-версия

15.03.2016 00:01:05

Комплекс властной неполноценности

Зигмунд Станкевич

Об авторе: Зигмунд Антонович Станкевич – доктор юридических наук, проректор по науке Европейского института JUSTO, действительный государственный советник РФ 3-го класса.

Тэги: государство, власть, ручное управление, госконтроль, госслужба, бизнес


«Ручной режим» на высшем государственном уровне.		Фото РИА Новости/Reuters
«Ручной режим» на высшем государственном уровне. Фото РИА Новости/Reuters

Сегодня общим местом стала критика существующей системы в самых разных ее проявлениях. Это и понятно, поскольку серьезнейший кризис, постигший страну в последние годы (его наличие, по данным социологической службы «Ромир», признает уже 71% россиян), как нельзя лучше выявляет все болевые точки нашего нынешнего жизнеустройства.

Здесь и стремительно нарастающий бюджетный дефицит, с которым пытаются совладать в основном за счет откровенно нищающего большинства населения, здесь – трогательная забота об избранных из числа крупного бизнеса и банковской элиты. Не говоря уже об общем нерациональном, на мой взгляд, расходовании гигантских ресурсов, которыми по-прежнему располагает Россия. 

Далеко не последнее место во всем этом, как известно, занимает элементарное расхищение государственных средств, истинные масштабы которого мы можем только предполагать. Полагаю, что более 4 тыс. чиновников, которые, по некоторым данным, сейчас находятся под следствием по делам о коррупции, – это лишь малая толика тех, кто должен был бы ответить, если бы разбирались по-настоящему, «невзирая на должности, лица и прежние заслуги».

Можно, конечно, без устали возмущаться многочисленными фактами коррупции и воровства. Особенно скандально-резонансными (дела «Оборонсервиса», руководителей Сахалинской области и Республики Коми), которые, сознательно предавая широкой огласке, власть сама подбрасывает обществу – то ли в виде доказательства своей неустанной борьбы с этим злом, то ли желая отвлечь наше внимание от чего-то более существенного. Можно сетовать на извечную российскую безответственность, которую, как видно, не в состоянии исправить ни социализм, ни капитализм.

А не проще ли задаться вопросом: как может быть по-иному в государстве, которое управляется способом, схожим с тем, что принят на вооружение в современной России? Как может быть по-иному там, где нет реального разделения властей с присущей ему благотворной системой «сдержек и противовесов», где доминирующими являются не институциональные методы управления экономикой и прочими сферами жизнедеятельности народа, а так называемое ручное управление страной, которое прочно вошло в нашу государственную практику после президентских выборов 2012 года?

Настораживает то, что в «ручном режиме», к тому же на высшем государственном уровне, сегодня решаются текущие социально-экономические проблемы – такие громкие, как нашумевший конфликт вокруг системы «Платон», или те, информация о которых до широкой публики, как правило, не доходит. Вместо этого нам сообщают о ставших уже почти нормой совещаниях президента с экономическим блоком правительства, на которых, как это было, например, 20 февраля с.г., «по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева» руководители данного блока докладывают главе государства «детали» (!) какого-то очередного «плана действий» по спасению российской экономики и социальной сферы.

Удивительно ли при подобном подходе, что теперь без непосредственного вмешательства президента мы не в состоянии ни отладить движение пригородных электричек, ни построить космодром, ни справиться с пожарами, ни обеспечить надлежащее качество бензина и дизельного топлива? Если так пойдет и дальше, то недалек тот день, когда Владимиру Путину придется самолично утверждать графики подвоза хлеба и ремонта дорог…

Что все это означает на деле? Практически это означает, что в России под воздействием целого ряда факторов как объективного (общее усложнение внутригосударственной жизни и обострение ее ключевых проблем, усиление внешнего давления на страну и т.д.), так и субъективного характера (гипертрофированная персонализация власти, заорганизованность общественной и государственной жизни, отсутствие реальной политической конкуренции и т.д.) стали давать сбой системные механизмы реализации формализованной воли верховной власти, воплощенной, в частности, в указах и распоряжениях президента. И она, власть, чтобы добиться нужного результата, вынуждена постоянно обращаться к чисто волевым методам воздействия на складывающуюся в стране ситуацию.

Разумеется, в первую очередь возникновение этого сбоя отразилось на состоянии и качестве работы федеральной исполнительной власти, которая в глазах очень многих россиян ассоциируется с нынешним кабмином – слабым и несамостоятельным, совершенно не соответствующим, на мой взгляд, тем требованиям, которые в кризисное время должны предъявляться правительству такой огромной страны, как Россия. Прежде всего в плане той особой ответственности, которая обычно в странах с демократическим государственным устройством возлагается на «кризисные кабинеты», подвергающиеся постоянной и жесткой, порой не очень справедливой, но всегда полезной критике со стороны парламента, средств массовой информации и гражданского общества. Увы, такова участь настоящего правительства, которое всегда осознает, что оно временное.

У нас же все наоборот. Мы почему-то именно в кризисные годы (начиная с 2008 года) стали гордиться «устойчивостью» (читай: фактической несменяемостью) правительственной команды, которая реально отвечает только перед своим главным и единственным работодателем – президентом. Популярная поговорка «Коней на переправе не меняют» на деле стала принципом государственной жизни. Возможно, это одно из главных системных последствий пресловутой «рокировки», не имеющей аналогов в отечественной практике – ни советской, ни постсоветской.

Когда идет речь о стабильности и самостоятельности правительства, ответственность которого за состояние дел в стране в наших условиях прямо производна от ответственности главы государства, то нельзя упускать из виду три важных обстоятельства. Во-первых, кабмин в России имеет мощного дублера в лице президентской администрации, за которой, как правило, остается решающее слово по всем ключевым, принципиальным вопросам государственной политики, прежде всего кадровым. Здесь действует вполне объективная закономерность: чем сильнее и влиятельнее администрация, тем слабее и беспомощнее правительство, и наоборот. Особенно если учесть, что костяк нынешней администрации составляют ведущие члены правительства Владимира Путина образца 2008–2012 годов, а костяк правительства – подчиненные Дмитрия Медведева времен его странного президентства.

Во-вторых, правительство в современной России практически застраховано от парламентского «чистилища», которое регулярно проходят правительства других стран. Как бы ни относиться к нынешним палатам Федерального собрания, но все их властные возможности, за исключением формального утверждения Госдумой главы правительства (теоретически – один раз в шесть лет) и ежегодного торга вокруг федерального бюджета, сводятся в основном к пустому заслушиванию руководителей и членов кабмина на бесплодных «правительственных часах». В качестве примера достаточно напомнить, сколько раз за последние годы народные избранники, к тому же из разных фракций, на подобных «часах правительства» ожесточенно критиковали министра образования и науки Дмитрия Ливанова, дружно требуя его отставки. И что?

Наконец, в-третьих, на существующем положении дел сказывается то, что в России до сих пор отсутствует единая мощная система государственного контроля. Сегодня контрольно-надзорные функции рассредоточены по разным ведомствам – их осуществляют президентские службы, Счетная палата, контрольные структуры аппарата правительства и министерств, Генеральная прокуратура и другие органы. Это приводит к дублированию, никому не нужному рассредоточению сил и средств, а иногда позволяет даже искусно скрывать злоупотребления и, как следствие, лишь затрудняет управление, тем самым снижая его эффективность.

Конечно, помимо комплекса системных проблем, связанных с деятельностью нынешнего правительства, есть и другие факторы, которые сегодня, в кризисное время, не способствуют нормальному функционированию государственного организма. Часть из них касается качества работы государственного аппарата, которое напрямую зависит от профессионализма и добросовестности занятых в нем служащих.

Касту чиновников мы обычно привыкли подвергать острой и чаще всего справедливой критике, обвиняя ее в махровом бюрократизме и закрытости от общества, в игнорировании интересов рядовых граждан и желании красиво жить, пользуясь служебными привилегиями, наконец – в почти поголовной коррумпированности. Но все ли здесь зависит только от личной честности и порядочности работающих в аппарате людей?

Полагаю, что далеко не всё. Очень многое зависит от того, как организована госслужба, как осуществляются отбор и подготовка людей для этой ответственной деятельности, на каких принципах строится их профессиональная карьера и каким образом обеспечивается чистота этой среды в смысле защиты государства от таких явлений, как коррупция, фаворитизм, кумовство (семейственность), клановость и местничество, которые, как известно, получили широкое распространение в нашей стране. Благо, пресса время от времени сообщает об очередных, назначенных на высокие посты и теплые места друзьях, родственниках, однокурсниках, сослуживцах, земляках и просто товарищах «по занятиям спортом»…

Но и без этого проблем здесь немало, хотя законодательство о госслужбе в России имеет уже более чем 20-летнюю историю и существует сложившаяся за эти годы практика его применения. И тем не менее, на мой взгляд, до сих пор не найден и внедрен, например, надежный механизм «развода» госслужбы и бизнеса. Более того, в верхах продолжает циркулировать idea fix Дмитрия Медведева о мобилизации для работы в госаппарате молодых кадров из бизнеса, которую попытались реализовать через проект так называемаемой президентской сотни кадрового резерва.

Замысел был простой и незатейливый: раз молодой человек имеет хорошее образование (предпочтительно – западное) и делает успехи в частном бизнесе, значит, он будет столь же эффективным на госслужбе. В конце концов какая разница, чем управлять?

А ведь она есть, к тому же немалая. Как человек, четверть века проработавший на разных должностях в партийно-политическом и государственном аппарате СССР и постсоветской России, могу свидетельствовать: эта деятельность требует не только превосходного образования и высокой квалификации, особой внутренней установки, но и достаточно специфического опыта, который приобретается только с годами (20–30-летние федеральные министры сегодня – это явное нарушение «эстафеты поколений»). Никак иначе его не получить!

Именно поэтому следует стремиться к тому, чтобы работа на государство для людей, занятых этим видом деятельности, по возможности становилась их единственной жизненной профессией. Должны быть обеспечены надлежащие организационно-правовые и прочие условия для того, чтобы чиновник имел стабильный карьерный рост (например, минимальный срок нахождения на одной должности – три года, максимальный – пять лет, а если невозможно предоставить новую должность, то работник получает соответствующую доплату), чтобы он мог регулярно повышать свою квалификацию, а также был надежно защищен от неоправданного увольнения или понижения в должности (перевод в так называемый оплаченный резерв) и в социальном плане (соответствующие выслуге и классному чину пенсия и медицинская страховка).

Только поставив дело подобным образом, как представляется, можно выдвигать чиновникам повышенные требования в плане их работы и служебного поведения. Это касается прежде всего коррупции, так называемого конфликта интересов и репутационных дел. Здесь меры реагирования могут и должны быть предельно жесткими – от понижения в должности за деяние, просто порочащее звание госслужащего, до увольнения с госслужбы (не с должности!) с лишением всех благ и привилегий в случае доказанной только попытки коррупции.

Что касается установления «полосы безопасности» между госслужбой и бизнесом, то здесь тоже существует свой инструментарий и набор приемов, разработанный в том числе за границей (например, антикоррупционный опыт Сингапура, Гонконга и других стран). Конечно, вряд ли он применим у нас в полном объеме – не та ментальность, но никто не мешает, например, уже сегодня ввести срочный (к примеру, пятилетний) запрет на занятие определенными видами деятельности для лиц, увольняющихся с госслужбы. И поставить данный вопрос под четкий государственный контроль.

И еще об одном. Как показывает опыт, нормальная работа госаппарата невозможна без отлаженной системы специализированной подготовки и переподготовки управленческих кадров. Сегодня такой системы практически не существует, поскольку Российская академия государственной службы при президенте после ее объединения с Академией народного хозяйства при правительстве РФ, на мой взгляд, перестала выполнять эту функцию.

Она превратилась в обычный крупный вуз, по которому кочуют орды радостных мальчиков и девочек, вместо того чтобы сохранить и укрепить свой, доставшийся еще с советских времен (вместе с солидной материальной базой) статус элитарного учебного заведения, которое, кстати, в свое время окончило немало российских руководителей. Особого вуза, в котором на базе уже имеющегося высшего образования велась бы «штучная» подготовка чиновников экстра-класса для федеральных и региональных властей. Остается только надеяться, что заинтересованные органы обратятся к этой проблеме раньше, чем уйдут в небытие славные традиции этого вуза и их не менее именитые носители.

В завершение необходимо подчеркнуть еще раз: переход России к новой системе управления в обозримом будущем неизбежен. Он сегодня выступает объективной необходимостью, от которой уже нельзя под тем или иным предлогом отмахнуться или сделать вид, что ее не существует вообще. Переход надо осуществить мирно и самым щадящим для народа и государства образом, например, в рамках масштабной политической реформы. Чем раньше это будет понято и воспринято руководством России, тем больше надежд, что страна наконец завершит сильно затянувшийся переходный период к новой жизни. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1809
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4389
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2402
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2742

Другие новости