0
4855
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.10.2016 00:01:15

Хакатоны в помощь

Сергей Голубев

Об авторе: Сергей Викторович Голубев – кандидат социологических наук, генеральный директор Фонда социальных инвестиций.

Тэги: хакатоны, социальный бизнес, бизнес


хакатоны, социальный бизнес, бизнес Иногда один маленький соцпроект притягивает к себе множество других, не менее общественно важных. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Несмотря на большой интерес к данной тематике, до настоящего момента нет общепринятого определения социального предпринимательства. В настоящий момент проводятся процедуры согласования законопроекта, которым данное понятие планируется ввести уже на законодательном уровне. В международной практике чаще используется термин «социальное предприятие», который обозначает организации, деятельность которых ориентирована на решение социальной или экологической проблемы как основной цели. Отнесение к социальным предприятиям происходит, в частности, на основе следующих критериев:

– что они делают (производят товары или услуги для решения социальных проблем);

– как они это делают (нанимают сотрудников из незащищенных слоев населения или из кризисных местных сообществ или осуществляют закупки товаров и услуг у этих сообществ);

– почему они это делают (полученный доход в основном реинвестируется в развитие организации).

При этом не существует единых организационно-правовых форм для социально-предпринимательских проектов. Они могут реализовываться в формах как коммерческих, так и некоммерческих организаций. В значительном числе случаев один проект формализуется как несколько организаций. Это позволяет максимально использовать все преимущества каждого типа организаций, прежде всего возможности привлекать финансирование из различных источников – от грантов и пожертвований для некоммерческих организаций до инвестиций и займов, доступных коммерческим предприятиям. Есть и совсем сложные образования, например Деленси Стрит (Delency Street Foundation) – некоммерческая организация, занимающаяся реабилитацией бывших заключенных, учредила 12 типов бизнесов, которые обеспечивают стабильное финансирование ее деятельности, а также являются площадками для профессиональной подготовки ее резидентов.

В мировой практике неоднократно делались попытки ввести специальные формы для обозначения организаций, приоритетом которых является достижение социально значимых целей, однако ни одну из них нельзя считать идеальной для организационного оформления социально-предпринимательских проектов. Основным преимуществом специальных форм обычно является наличие обязательных требований по оценке всех управленческих решений с точки зрения социального и экологического воздействия, а не только с позиции достижения финансовых результатов. Это обеспечивает юридическую защиту управленческой команде в случаях, если приоритет социальной миссии не позволил им достичь запланированных коммерческих результатов, а также создает дополнительные конкурентные преимущества, позиционируя компанию как новый вид бизнеса, предусмотренного законом, от деятельности которого получают преимущества не только акционеры, но и общество в целом. Однако недостаточно проработанное правовое регулирование, отсутствие дополнительных льгот и преференций, а также дополнительные обязательства по предоставлению публичной отчетности ограничивает их распространение среди предпринимателей, предпочитающих более привычные формы.

Отсутствие однозначного определения социального предпринимательства и недостаточное распространение специальных организационных форм создают сложности для оценки масштабов данного сектора и его вклада в развитие экономики. Имеющиеся на настоящий день оценки являются в большинстве своем экспертными или основаны на данных объединений социальных предпринимателей, таких как Social Enterprise Alliance, B-Corporation и другие.

Однако даже эти ограниченные данные показывают быстрое развитие сферы социального предпринимательства и его значительный вклад в экономику и социальное развитие стран. Например, в Великобритании, по данным Британского совета, в 2011 году работало 90 тыс. социальных предпринимателей, ими было создано около 1 млн рабочих мест, оборот составил 70 млрд фунтов стерлингов в год. Вклад социальных предпринимателей в ВВП оценивался на уровне 18,5 млрд фунтов стерлингов, что составляло около 5% ВВП страны. Эти показатели примерно в 2 раза превышают данные 2005 года, что свидетельствует о том, что сектор социальных предпринимателей активно развивается.

В России концепция социального предпринимательства активно развивается с 2012 года по инициативе Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, хотя отдельные проекты по поддержке социальных предпринимателей реализовались и ранее. Например, фонд «Наше будущее» уже с начала нулевых годов предоставляет финансовую поддержку предпринимательским проектам со значимым социальным эффектом в виде льготных займов. По оценкам, в России насчитывается более 55 тыс. социальных предпринимателей. Однако под социальным предпринимательством в большинстве случаев понимается практически любая деятельность в социальной сфере – от детских парикмахерских и досуговых центров до благотворительных магазинов и проектов по социализации и трудоустройству инвалидов. Безусловно, все эти проекты вносят вклад в развитие общества, повышая качество жизни людей, в том числе в отдаленных населенных пунктах. Однако в большом числе случаев не имеют четко сформулированной социальной миссии, основанной на глубоком изучении проблематики их социальной группы, их бизнес использует стандартные бизнес-модели и предлагает распространенные продукты и услуги. В этой ситуации очень сложно выделить отличительные черты социального предпринимательства и обосновать причины, по которым этим проектам должна оказываться специальная поддержка.

Министерство экономического развития при создании правил выделения субсидий более четко определило социальных предпринимателей, отнеся к ним предпринимательские проекты, которые обеспечивают трудоустройство представителей социально незащищенных групп граждан (инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, выпускников детских домов) и бывших заключенных, а также предоставление им социальных сервисов. Хотя перечень сервисов, перечисленных в приказе министерства, настолько широк, что под него подходит практически любая деятельность в социальной сфере.

Если говорить про инфраструктуру поддержки социальных инноваций в России, то до настоящего времени уровень ее развития является достаточно низким. На федеральном уровне нет института, который бы комплексно занимался развитием социальных инноваций в России – искал новые эффективные социальные технологии, тиражировал их в различных регионах на базе коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывал новые инструменты поддержки масштабных социально значимых проектов, развивал инфраструктуру поддержки социальных инноваций. Сейчас данный функционал частично выполняют Агентство стратегических инициатив и два департамента Министерства экономического развития Российской Федерации. Однако в связи с большим числом задач, возложенных на эти ведомства, интенсивность работы по данному направлению недостаточно высока.

По оценкам, в России насчитывается более 55 тысяч социальных предпринимателей. 	Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
По оценкам, в России насчитывается более 55 тысяч социальных предпринимателей. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Основными объектами инфраструктуры в субъектах являются Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС). Создание этих организаций софинансируется из федерального бюджета в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, и соответственно приоритет их деятельности – коммерческие организации. При этом в отсутствие жестких требований по реализации именно акселерационных программ, являющихся наиболее эффективным инструментом выращивания социальных предпринимателей, в своей деятельности ЦИСС большинства регионов ориентируются на разовые обучающие семинары. Исключением являются центры в Омской области, ХМАО и некоторых других регионах. Помимо государственных инициатив по развитию инфраструктуры социальных инноваций в это направление инвестируют и крупные коммерческие структуры. Наиболее комплексная работа проводится компанией РУСАЛ, которая создала в своих регионах присутствия Центры инноваций социальной сферы, и компанией «Металлоинвест», которая на регулярной основе проводит в г. Новотроицке Оренбургской области акселерационную программу по развитию предпринимательства.

Что касается финансовой поддержки, то на государственном уровне принято решение о предоставлении социальным предпринимателям, зарегистрированным в форме коммерческих организаций, субсидии в размере до 1,5 млн руб. в рамках программ по развитию предпринимательства. При этом федеральные субсидии для оказания этой меры поддержки получает ограниченное число регионов, поскольку в отсутствие федерального регулирования там не до конца понимают, кто такие социальные предприниматели и есть ли такие потенциальные получатели в их регионе.

Вместе с тем для того, чтобы социальное предпринимательство в России действительно стало реальным инструментом решения социальных проблем территорий, необходимо на федеральном и региональном уровне создание комплексной системы поддержки и развития, которая бы включала следующие элементы.

Во-первых, институт развития социального предпринимательства, основными направлениями деятельности которого должны стать:

– поиск технологий решения социальных проблем в субъектах РФ, оценка их эффективности и разработка механизмов тиражирования на другие территории;

– поиск эффективных и применимых для условий РФ технологий решения социальных проблем за рубежом и реализация проектов по их адаптации на территории России;

– совершенствование законодательства с целью внедрения социальных инноваций;

– разработка инструментов финансовой и нефинансовой поддержки социального предпринимательства на государственном и региональном уровне;

– содействие в развитии инфраструктуры поддержки на региональном и муниципальном уровне.

Значимыми направлениями деятельности этого института также может стать федеральный акселератор для социальных предпринимателей, который собирает наиболее перспективные проекты со всей страны, и Фонд социальных инвестиций, предоставляющий финансовую поддержку наиболее перспективным и масштабируемым проектам.

Во-вторых, на региональном и муниципальном уровне необходима реализация комплексных программ, которые должны включать:

– работу по вовлечению в социальное проектирование различных групп населения, начиная со школьников и заканчивая активными людьми старшего возраста;

– создание инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, запуская на базе центров инноваций социальной сферы и ресурсных центров СО НКО специализированных акселерационных программ для социальных предпринимателей;

– развитие финансовых и нефинансовых инструментов поддержки социально-предпринимательских проектов, в том числе в рамках партнерских программ с крупным бизнесом, присутствующим на территории;

– создание специализированных коворкинговых пространств для социальных предпринимателей, которые могут работать как на базе бюджетных учреждений (например, читальных залов библиотек), так и на первых этажах новостроек;

– развитие кадрового потенциала организаций, реализующих социально значимые проекты как в партнерстве с учреждениями профессионального образования путем запуска программ долгосрочных студенческих стажировок, так и привлечения к работе с проектами интеллектуальных волонтеров – сотрудников консалтинговых компаний и крупных корпораций.

Это далеко не весь спектр мероприятий, которые могут реализовываться регионами и муниципалитетами в рамках действующего законодательства без значительного увеличения финансирования социальной сферы. Большинство технологий, которые лежат в основе этой деятельности, отработаны Фондом социальных инвестиций или нашими партнерскими организациями.

Основной программой фонда является акселерационная программа для социальных предпринимателей «Социальные инновации» по выращиванию социальных стартапов ранних стадий. Программа реализуется в партнерстве с краудфандинговой платформой Planeta.ru. Среди выпускников программы проект Altourism, направленный на развитие сообществ малых городов путем участия в проектах гражданских инициатив альтуристов – жителей мегаполисов, vOICe– проект по производству приборов для суррогатного зрения, которые позволяют незрячим людям видеть образы окружающего мира, семейный центр «Улей» – инкубатор проектов в сфере детского досуга и другие. В 2015 году нами также была отработана технология акселерации для некоммерческих организаций в рамках проекта «Инкубатор СО НКО», реализованного Агентством социальных инвестиций и инноваций на средства субсидии из бюджета Москвы, полученной по результатам конкурса, проводимого Комитетом общественных связей Москвы.

Также фондом отработана технология разработки и реализации комплексных муниципальных программ по развитию социального предпринимательства совместно с Пермским фондом поддержки предпринимательства, технология социальных хакатонов – мозговых штурмов с экспертами и интеллектуальными волонтерами по решению задач социально значимых проектов. В 2017 году запускается проект по развитию технологии социальных квестов – краткосрочных программ по вовлечению в социальное проектирование гражданских активистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1010
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
987
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1254
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1016

Другие новости