Георгинами Олега Дороганова любуются во всем мире.
Фото Евгении Домаревой
«Россия, село Сергиевское, цветоводу Дороганову» – послания с таким лаконичным адресом приходят туляку Олегу Дороганову со всего света, потому что он, известный селекционер, вывел более 100 новых сортов георгинов, известных во всем мире.
На создание нового сорта георгинов уходит от двух до нескольких десятков лет. Так, георгины с очень темными, почти черными листьями Олег Александрович выводил 30 лет! Зато сейчас этот сорт один из самых популярных в мире. Клубни у тульского селекционера заказывают даже искушенные голландские цветоводы.
Процесс отбора вкратце выглядит так. Из 400 новых сеянцев отбраковываются 360. Остальные проходят ряд жестких «тестов». В результате из оставшихся 40 достойными признаются в лучшем случае 5 саженцев. Но если цветы не соответствуют хотя бы одному из предъявляемых к ним условий – начинают болеть, плохо переносят изменения погоды, имеют хрупкий стебель и т.п., – сорт безжалостно истребляется.
– Мне очень нравится, как выглядят эти цветы, кроме того, их можно вывести огромное множество, – объясняет туляк. – Судите сами: у человека 46 хромосом, а у георгинов – 64! На мой взгляд, по красоте и разнообразию они могут уступить только орхидеям, но орхидеи у нас не растут┘
Недавно друзья Дороганова, живущие в Челябинске, рассказали ему такую историю. Осенью их приезжала навестить знакомая из Японии. Гуляя по саду, гостья увидела дорогановские георгины. Цветы потрясли ее настолько, что японка опустилась перед ними на колени, благоговейно гладила и шептала слова восхищения┘
Актуальными становились даже ошибки Олега Александровича. Несколько лет назад у него расцвели ярко-желтые георгины с красными прожилками, будто кто-то обрызгал солнечные лепестки алой краской. Селекционер счел это браком и, послав фотографии необычной «некондиции» в специальные журналы, избавился от цветов. Но вскоре, открыв французский каталог, с удивлением обнаружил, что алые «брызги» названы не изъяном, а писком европейской моды! Специально повторить случайно получившийся «брак» ему удалось лишь четыре года спустя.
– Мне самому не очень нравится этот сорт, – говорит Дороганов, – но за ним все сейчас охотятся, вот и выращиваю его по спецзаказу.
По заказу в прошлом году появились на его клумбах и огромные белые георгины. Однажды к селекционеру пришел новый русский и попросил «такие цветы, чтобы их из-за забора было видно и чтобы сосед от зависти помер».
– А какой высоты у вас забор? – поинтересовался Дороганов.
– Метра два.
– Нет проблем, – ответил цветовод и вырастил георгины ростом 2 метра 20 сантиметров с огромными белыми соцветиями. Гигантский сорт получил название «Ассоль».
Заниматься выведением цветов он начал с 16 лет.
– В 1964 году я попал на выставку в Москву, где впервые увидел георгины, – рассказывает Олег Александрович. – Они меня пленили и покорили. Выпросив у владельцев несколько саженцев, мы с отцом привезли огромные кусты домой. С тех пор я начал разводить эти цветы.
Даже четырехлетняя служба на флоте не смогла отвлечь Дороганова от любимого занятия.
Олег служил адъютантом командира корабля. Эта должность позволяла ему выходить на берег во всех странах, где причаливало судно. Но вместо того, чтобы любоваться заморскими достопримечательностями и скупать дефицитный ширпотреб, туляк зарисовывал в блокнот тамошние клумбы. Заграничный опыт очень пригодился селекционеру – его цветники стали самыми яркими и эффектными в Калининграде.
Вернувшись в домой, Дороганов продолжил свою работу, познакомился с отечественными и зарубежными коллегами, стал знаменит. За свой более чем 40-летний цветоводческий стаж он ни разу не изменил георгинам.
Проходя воинскую службу в Калининграде, Олег Александрович часто посещал могилу почитаемого им философа Канта, похороненного в этом городе. Он мечтал принести к памятнику ученого цветы, но тогда так и не нашел достойного букета.
В прошлом году в Калининграде отмечали юбилей университета, где много лет назад читал лекции немецкий мыслитель. Во время торжеств Дороганову позвонила преподаватель этого вуза и сообщила, что положила к памятнику Канта охапку дорогановских георгинов.
– Представляете, сбылась моя мечта! – восхищается цветовод. – Я вообще счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом.
Тула