0
3644
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

09.06.2008 00:00:00

Условно-досрочно оправданные

Тэги: мемориал, память, смерть, заключенные


На Южном Урале может появиться мемориал в память о сотрудниках уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей. Об этом шла речь в минувшую среду на расширенном совещании с представителями общественности в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Челябинской области.

Конечно, увековечение памяти павших на боевом посту – дело нужное. Но, что примечательно, о мемориале заговорили на мероприятии, в ходе которого обсуждалось нашумевшее ЧП в первой колонии особого режима (ИК-1) в Копейске (Челябинская область). Тогда, как известно, умерли – от посттравматического шока – четверо заключенных.

Этот таинственный авторитет Медведь

Эта трагедия вызвала значительный общественный резонанс, и не только в регионе. Делом о гибели заключенных занимаются лично руководитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин и Общественная палата Челябинской области. Члены Общественной палаты РФ грозились послать в колонию целую комиссию, чтобы на месте разобраться с ситуацией, но пока из «федеральных общественников» в регионе появилась только президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным Мария Каннабих. В итоге достоянием общественности по делу становятся лишь официальная информация и комментарии членов региональной Общественной палаты, дружно вставших на защиту сотрудников ГУФСИН.

«Бунт в ИК-1 был спровоцирован криминальными авторитетами, которые дали установку вновь прибывшим осужденным устроить массовые беспорядки в одной из крупнейших колоний Южного Урала, – уверяет руководитель областной Общественной палаты Вячеслав Скворцов. – Криминальный мир беспокоит тот факт, что наш регион является так называемой красной зоной и чрезвычайных происшествий здесь не бывает».

Вячеслав Скворцов даже назвал имена заказчиков беспорядков. По его словам, одним из организаторов акции неповиновения стал криминальный авторитет по кличке Медведь. Кто такой этот загадочный Медведь, Скворцов не уточнил, сказав лишь, что это один из преступных авторитетов Екатеринбурга, так как «наставление» происходило именно в екатеринбургском СИЗО. Этот авторитет, как было заявлено на закрытом совещании в ГУФСИН по Челябинской области, пытался заставить 12 заключенных из Тюмени, следовавших в Копейск в спецвагоне, устроить бунт.

По официальной версии, 30 мая четверо заключенных (Сергей Поляев, Анатолий Айвасед, Вячеслав Сахабаев и Евгений Мамуков) следовали из Тюмени в Копейск вместе с остальными осужденными для отбывания наказания в ИК-1. Еще в вагоне, по заявлению Следственного комитета при прокуратуре Челябинской области, осужденные начали устраивать беспорядки. «Эта четверка агрессивно настроена была еще до прибытия к месту назначения, – рассказал «НГ» начальник ГУФСИН Челябинской области Владимир Жидков. – Арестанты начали буянить еще по дороге к месту отбывания наказания, они задирали конвой и подбивали к бунту других. Однако никто из основной массы заключенных просто не стал поддерживать идею четверых зачинщиков беспорядков. Попытки организовать беспорядки еще в спецвагоне и уже по прибытии в ИК-1 города Копейск не увенчались успехом».

Но основные события произошли уже на следующий день, 31 мая. Как сообщил Следственный комитет при прокуратуре Челябинской области, во время прогулки осужденные напали на сотрудников исправительного учреждения и нанесли им серьезные травмы. В свою очередь, следуя инструкции, конвойные применили по отношению к зачинщикам беспорядков спецсредства (резиновые дубинки и наручники). Усилиями сотрудников колонии мятеж был подавлен. Усмиренных дубинками бунтовщиков разместили по отдельным камерам. Врачебный осмотр, как утверждают в колонии, выявил у заключенных лишь кровоподтеки и ссадины. Уже гораздо позже, во время вечернего обхода, надзиратель заметил «ухудшение здоровья заключенных», после чего к ним вновь был вызван врач. Но он уже помочь не смог, и все четверо скончались.

Не соразмерили силу

Вскоре в Челябинск прибыл глава ФСИН РФ Юрий Калинин, чтобы на месте дать оценку действиям своих подчиненных. Оценка, как и следовало ожидать, оказалась положительной. Как отметил Калинин на встрече с губернатором Челябинской области Петром Суминым, сотрудники исправительного учреждения действовали строго в соответствии с должностной инструкцией.

«Сотрудники не сразу применили специальные средства, а после неоднократных попыток утихомирить разбушевавшихся вновь прибывших осужденных, – заявил Юрий Калинин. – И лишь когда дело дошло от призывов к неповиновению и насильственным действиям в отношении сотрудников колонии, в ход пошли дубинки. Когда противостоишь разнузданной силе, трудно соразмерить силу удара. Тем более что и заключенные были небезоружны».

Сами конвоиры, по утверждению медиков, также серьезно пострадали. У всех пятерых сотрудников колонии врачи выявили множественные гематомы, сотрясения мозга, ушибы и ссадины при осмотре. У двоих из пяти конвоиров обнаружены колото-резаные ранения рук и грудной клетки. Один сотрудник госпитализирован с переломом носа. Это послужило доказательством того, что преступники, организовавшие бунт, были вооружены. Как утверждается, в арсенал зачинщиков беспорядков вошли лезвия от бритвенного станка и «заточки» (заточенная металлическая часть обувного супинатора). Однако правозащитники заявляют, что некоторые вопросы так и остались без ответов. И в первую очередь можно было ли обойтись, как говорится, «малой кровью».

«Убивать заключенных необходимости не было, – полагает известный челябинский правозащитник Николай Щур, автор книги «Выживание в системе правосудия». – Да и как же их нужно было бить, чтобы четыре абсолютно разных человека спустя несколько часов после драки вдруг одновременно скончались в разных камерах? Второй вопрос: как при таком строгом режиме содержания бунтари оказались вооружены? Ведь беспорядки начались еще в пути следования и, значит, обыскивать зачинщиков должны были с особой тщательностью». Примечательно, что главный врач Челябинской больницы скорой помощи Олег Махоньков уже заявил, что скорее всего заключенные находились в состоянии наркотического опьянения.

Правда, анализы крови, по результатам которых станет ясно, принимали ли погибшие наркотики, будут получены только через две–четыре недели. К тому же опять-таки непонятно, почему у заключенных оказались наркотики в зоне, которая считается красной, то есть правила в которой устанавливают не паханы, а администрация колонии.

Другая статистика

Следствие, как водится, будет длиться не один месяц. Пока что во всей этой истории вызывает смущение тот факт, что, даже не дождавшись окончательного расследования, конвоиры признаны правыми и, более того, чуть ли не героями. Более чем наглядный штрих: мэр Копейска Михаил Конорев уже пообещал выделить пострадавшим конвоирам, не имеющим жилплощади, квартиры.

«ГУФСИН создает странную мотивацию для нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, – иронизируют южноуральские правозащитники. – Если в колониях продолжатся бунты, приводящие к гибели заключенных, жилищная проблема в ведомстве будет полностью решена».

Что касается версии о том, что заключенных подбил на бунт некий криминальный авторитет, то с ней категорически не согласны родственники и друзья погибших. Они подчеркивают, что у осужденных не могло быть никаких связей с криминальным миром – все они впервые попали на зону, к тому же среди их статей нет «тяжких».

О том, что в «образцовой» ИК-1 все-таки не все в порядке, говорит и тот факт, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Челябинской области, освобождены от должностей 11 сотрудников колонии, в том числе начальник учреждения. По информации прокуратуры области, в ходе проверки были выявлены грубейшие нарушения требований Конституции и Уголовно-исполнительного кодекса РФ, отмечен низкий профессиональный уровень сотрудников колонии, отсутствие надлежащей воспитательной работы с осужденными.

Добавим, что скандал с убийством четверых заключенных в ИК-1 Копейска получил на днях неожиданное продолжение. В регион стали прибывать правозащитники из соседних областей. В четверг на одном из местных телеканалов выступил президент общественной организации «Правовая основа» Алексей Соколов из Екатеринбурга.

Андрей Соколов заявил, что его организация в корне не согласна с решением официальных властей и намерена провести собственное расследование обстоятельств гибели заключенных. По словам Соколова, убитые зэки просто не могли готовить организацию бунта в колонии, так как у них это была не только первая отсидка, но и приговорены они были к небольшим срокам лишения свободы. По сведениям «НГ», общественникам удалось сделать видеозапись в морге, куда были доставлены тела убитых заключенных. Эта запись в дальнейшем может стать одним из доказательств по делу.

Тем временем группа российских правозащитников выступила с открытым обращением к директору ФСИН Юрию Калинину. Общественники требуют от генерала Калинина либо подать в отставку, либо «сделать шаг в направлении диалога с гражданским обществом». Ответа от руководителя ФСИН РФ пока не последовало. Зато тут же отреагировал чеченский омбудсмен Нурди Нухажев, заявивший, что «язык ультиматума не метод правозащитника».

«Традиции унижения человеческого достоинства в пенитенциарной системе России складывались несколько веков, – заявил главный правозащитник Чечни, – и поэтому кавалерийские наскоки в данном случае не к месту». Насчет традиций Нурди Нухажев, конечно же, прав.

По данным самого Юрия Калинина, за последние пять лет во время наведения порядка в колониях и тюрьмах погибли 260 сотрудников ФСИН. Однако есть и другая статистика. Так, известный правозащитник Валерий Борщев утверждает, что ежегодно в колониях и тюрьмах России от пыток и избиений гибнут около 1500 заключенных. Борщев считает, что сам факт появления таких ситуаций, как ЧП в Копейске, связан с тем, что колонии за последние 3–4 года стали менее прозрачны для общества: «Когда закрыта система, когда система становится непрозрачной, конечно же, агрессия повышается».

«Две тысячи подследственных и подсудимых умирают еще в камерах СИЗО, не дождавшись судебного решения по своему делу», – говорит, в свою очередь, председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин.

Челябинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3781
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2051
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5078
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6518

Другие новости