0
1321
Газета Non-fiction Интернет-версия

31.07.2008 00:00:00

Морская свинка

Кирилл Анкудинов

Об авторе: Кирилл Анкудинов - литературный критик, г. Майкоп.

Тэги: соцреализм, литература, букер


Нелегко расколоть крепкий орешек привычного термина – «социалистический реализм». Попробуем начать с «реализма».

Вообще «литературный реализм» – явление очень позднее. И уникальное. Тысячелетиями писатели не решались подступить к такой неподъемной задаче, как словесное воссоздание действительности. Наверное, они понимали, что человеческая мысль несхожа с реальностью и живет по иным законам. Литература пробавлялась тем, что рассказывала занимательные истории, как Шахерезада. И не было в них никакого «реализма». Даже Пушкин-прозаик – отнюдь не «реалист», он – сказитель (подумайте-ка, в какой степени реалистично внезапное превращение туза в пиковую даму).

Но соблазнил-таки змий-Белинский русскую литературу «натуральной школой». Съели господа сочинители роковое яблочко – и стали давать имена всему, что их окружало: петербургским шарманщикам и орловским извозчикам, гордым однодворцам, нетрезвым квартальным и тихим титулярным советникам. А затем – приохотились.

Ремесло литератора-реалиста сродни искусству оракула. Надо уметь сотворить волшебного человечка так, чтобы он мог сказать нечто об окружающей действительности (а не только о содержании писательской башки). Потом создать еще одного человечка, двух, трех, сотню. И так хитро столкнуть крохотных людей, чтобы из этого столкновения родилось Знание о Мире.

┘Когда султан-Сталин решил упромыслить всё советское искусство, ему потребовался для этого новый методологический термин – честно выглядящий, благородно звучащий, благоухающий трудовыми интеллигентскими сединами. И тут-то визирю-Горькому шайтан (уж не опять ли Белинский?) нашептал роковое слово «реализм».

Дмитрий Быков однажды заметил, что «социалистический реализм» – все равно что морская свинка, которая, как известно, не свинка и не морская. «Социалистический реализм» – дикое словосочетание. Разве существует «рабовладельческий реализм» или «феодальный реализм»? Логика этого набора слов понятна только в антонимической соотнесенности: «критический реализм – социалистический реализм». «Критический реализм» – это реализм, который критикует (реальность). «Критический реализм» – песнь Орфея в аду, мертвая вода, черная магия. А «социалистический реализм», стало быть, – магия белая.

Вот так советская литература (вкупе с прочими искусствами) перенеслась на полтора тысячелетия назад, во времена скандинавских скальдов с их висами и нидами, с величальными песнями и хульными бранками.

Всё пошло вспять. Теперь уже не реальность проговаривала себя через литературу (как у Тургенева или Чехова); теперь литературу стали творить для того, чтобы повлиять на реальность. Советская литература – шаманская кукла: жрец человеческих душ лепит из воска фигурку троцкиста или кулака – и от этого все троцкисты-кулаки мрут-ликвидируются. Подлый «черный шаман» (колдун-ведьмак) делает своего терафима неправильно, не по партийным уставам – и этим насылает бедствия на Страну Советов. Писака пишет о плохих партруководителях – тут же плохие партруководители являются в мир его волей. Ашхабадское землетрясение навели Зощенко с Ахматовой, ташкентское – сотворил Солженицын.

Это языческое безумие довершалось нескончаемыми обвинениями бедных писателей то в «очернении действительности», то в «лакировке действительности». То есть общественность продолжала верить в то, что поделки Бабаевских и Первенцевых несут в себе какие-то свидетельства о реальности.

Позже, в семидесятые годы, добрые советские люди стали подверстывать к «соцреализму» всё что ни попадя – Цветаеву и Евтушенко, Мандельштама и Юлиана Семёнова. Случайно в безразмерные сети «соцреализма» иногда попадал и реализм настоящий (ну, например, пьеса Игнатия Дворецкого «Человек со стороны» – убийственная правда о «советском обществе» и «советской экономике»). Однако в «социалистический реализм» добряки начали пихать то, что и в страшном сне не смогло бы стать «реализмом»: «Мастера и Маргариту», «Альтиста Данилова», поэзию Юрия Кузнецова. В конце концов обожравшаяся морская свинка «соцреализма» издохла в мучительных конвульсиях.

После чего выяснилось, что у писателей проблемы не только с «социалистическим реализмом» (который сам по себе – одна большая проблема), но и с «реализмом» как таковым. К примеру, что они разучились убедительно создавать реалистические сюжеты. И даже одного-единственного персонажа не могут сотворить убедительно – чтобы в этого персонажа поверилось. Что поделать, старинные ремесла имеют обыкновение утрачиваться┘

А литература вернулась к тому, чем занималась до реализма. Стала рассказывать всяко-разные занимательные истории о сыщиках, красавицах и олигархах. Или – того пуще – заходить в епархию религий. Самые реальные шансы на «Российский Букер-2008» – у ересиарха Владимира Шарова или у чернокнижника Анатолия Королёва. Как только кого-то из них (или такого же, как они) обукерят – тут-то и настанут сущие поминки по реализму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1783
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3762
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2817
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости