0
1611
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.01.2009 00:00:00

Демоны театральности

Тэги: рубин, сша, революция, банда


рубин, сша, революция, банда

Джерри Рубин. Действуй! Сценарии революции/ Пер. с англ. и примеч. О.Озерова. – М.: Гилея, 2008. – 234 с.

Motherfuckers. Уличная банда с анализом/ Сост., пер. с англ. и примеч. А.Умняшова. – М.: Гилея, 2008. – 320 с.

Эти две книги и дополняют одна другую, и в не меньшей степени вступают между собой в противоречие.

Внимательный читатель заметит на обложках ключевые слова: анализ и действие. Собственно, книги посвящены контркультуре и общественно-политической жизни США второй половины 1960-х, хотя рассказанной не уважаемыми историками, но «сиротой Америки» (в случае Джерри Рубина), а в случае так называемой «уличной банды» – и вовсе «изгоями» своей родины. Какими только именами они себя не называли: мусором, фриками, заговорщиками, индейцами, разбойниками, оборотнями. Будучи разделены географически (мазафакеры по большей части – в Нью-Йорке, а член Международной молодежной партии Йиппи Джерри Рубин – в Калифорнии), но, хулиганя в одно время, обе группировки двигались то вместе, то порознь. Однако устремления тех и других были направлены на отмену социальных основ окружающего общества. Атакованы оказались не просто институции, но сами общественные отношения. Атакованы самым сокрушительным оружием – спонтанностью языка и сознания, неопределенностью анализа и действия – детским лепетом «Ребенка, Входящего в Новую Реальность».


Нас не умаслишь – нам нужно все.
C.Адливанкин. "Состязание юных моделистов". Государственный русский музей, СПб.

Договориться с этими бескомпромиссными детьми не удавалось никому. Как говорил Джерри Рубин: «Нас не умаслишь – нам нужно все». Приглашая мазафакеров в галерею на диспут о современном искусстве, искусствоведы не предполагали, что им придется выдерживать осаду бомжей, которых оповестили о бесплатной кормежке. А деканы университета в Беркли своими увещеваниями о соблюдении порядка только разжигали нетерпение студентов в отношении обещанного Рубином самоуправления. Мазафакеры тоже участвовали в студенческих бунтах – в Колумбийском университете, где пошли дальше сидячих забастовок и требований поблажек – они и вовсе захотели отменить студента как социальный статус! «Бунт превращается в искру, подпалившую сухую солому академической жизни, когда главным аргументом становятся проявление неуважения и дурной вкус!» Особенно ярко это демонстрирует поведение Джерри Рубина на ином поле сражения – на судебных заседаниях, когда он всем своим существом подвергал сомнению происходящие перипетии. Здесь уместно привести высказывание обэриута Александра Введенского о суде: «Это дурной театр. Странно, почему человек, которому грозит смерть, должен принимать участие в представлении┘ можно представить себе и такого, который перестал уважать суд. Тогда все пойдет очень странно┘» Именно так вел себя Джерри Рубин. Он являлся на слушания в костюме времен американской революции и раздавал присяжным копии Декларации независимости. Можно было увидеть его и полуголым, и в одеянии Санта-Клауса: проницательный стратег Рубин отлично сознавал роль СМИ в формировании общественного мнения, поэтому во все его выходки были внесены элементы скандального пиара. Он так и говорил: «История нас оправдает┘ Преврати самого себя в символ». Именно здесь лежит корень расхождения тактик и целей Йиппи и Мазафакеров. Последние самим своим названием (не таким шокирующим для русского уха, как для английского) отвергли любую возможность упоминания себя в СМИ, отвергли роль символа эпохи (каким стал Рубин) – самовольно вышли из круга истории – театра, по их мнению, не менее дурного, чем суд. В случае Джерри Рубина нам видна ослепительная своей скандальностью слава, к сожалению, порой, затмевающая идеи. Безвестность мазафакеров им в помощь – именно сейчас становится ясно, насколько актуален их партизанский опыт. «Мы вырвались за пределы круга угнетения и смерти. Положено начало новому кругу, что повернет вспять противоестественный ход современной истории». Вглядываясь в прошлое – да хотя бы в толпу Вудстока, – мы не видим их лиц, мы не знаем их имен, но понимаем – они где-то там. Мы заглядываем в будущее, и нам смутно кажется – они где-то там. Мы смотрим вокруг – они где-то здесь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
951
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1139
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
903
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1084

Другие новости