Алекс Бэттлер. Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала). – М.: ЛКИ, 2008. – 328 с.
Ретроспективно оценивая научные работы Алекса Бэттлера (некоторые известны под псевдонимом Олег Арин), обнаружим, что он много лет последовательно идет по пути анализа и обобщения данных в разных научных сферах и формулирует выводы в виде законов: в политэкономии – соотношения понятий «интеграция», «интернационализация», «глобализация» и «глокализация», в геоэкономике – закон экономического полюса, в геостратегии – закон центра силы; в теории международных отношений им введено понятие «внешнеполитического потенциала».
Если прежде сформулированные им законы рассматривались как самостоятельные достижения в рамках указанных гуманитарных наук (которые, впрочем, Арин-Бэттлер стремился довести до строгости и точности наук естественных), то уже с предыдущей его монографии «Диалектика силы. Онтобия» стало понятно, что автор просто вновь и вновь возвращался к аналитическим истокам и опять взбирался, уже по иным тропам, к одной и той же вершине, которую он пусть смутно, но разглядел много лет назад. Эта вершина величественно предстает перед читателем в виде, казалось бы, простого, но очень многомерного и трудного для ответа вопроса «что такое прогресс?»
Сила – такой же атрибут бытия, как материя, пространство и время... И.К.Айвазовский. «Буря». 1851. Государственный Русский музей |
К ответу Бэттлер приблизился в книге «Диалектика силы», где вскрыл онтологическую сущность силы, назвав ее онтобией (онтологической силой) и придав ей статус атрибута бытия наравне с материей, движением, пространством и временем. Новая трактовка силы позволила ему создать собственную, неожиданную логику поиска искомого ответа: сознание – мысль – сила – прогресс. С этого момента работы Бэттлера стали вбирать в себя достижения таких наук, как философия, космогония, социология, демография.
«Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала)» продолжает «Диалектику силы». Но теперь автор углубляется в анализ органики и психологии, доказывая: понятие «прогресс» не имеет отношения к физическому или органическому мирам, как утверждают многие ученые. Оно применимо только к человеку, к общественным отношениям.
Рассуждения на стыке наук позволили по-новому осмыслить понятие прогресса и сформулировать два закона общественного развития: «прогрессом называется дельта жизни, что есть разность между тем, сколько отпущено человеку природой (законами неорганического и органического миров), и тем, сколько он реально (актуально) проживает благодаря своим знаниям, или негэнтропии». Свои теоретические рассуждения автор подтверждает практикой существования человечества через его количественный (прирост населения) и качественный рост (увеличение средней продолжительности жизни).
Особенность «Общества: прогресса и силы» в том, что сформулированные в рамках развиваемых конструкций законы соответствуют второму началу термодинамики и даже вытекают из него. Автор не ищет простые физические аналогии и адекватные формулировки для общества. Он формулирует общественный закон, соответствующий «объединению» первого и второго начал термодинамики. «Объединение» не просто обосновано диалектической логикой, но представлено в математической форме.
Высоцкий пел: «А мы все ставим каверзный ответ/ И не находим нужного вопроса». Бэттлер искал долго, но нужный вопрос нашел.