Евгений Бажанов, Наталья Бажанова. Франция: и Квазимодо, и Коко Шанель. Путевые заметки. – М.: Восток–Запад, 2009. – 206 с.
Название жанра новой книги российского дипломата Евгения Бажанова и его жены вынесено на обложку: «Путевые заметки». Однако книга не является простым туристическим репортажем. Широкая эрудиция автора позволяет ему без труда переходить от обширных исторических экскурсов к вопросам современной французской политической жизни, объяснить которую невозможно без понимания особенностей национального характера французов, знания их образа жизни и культурных традиций. Читатель имеет прекрасную возможность вместе с автором вспомнить роль галльских завоеваний римлян в античные времена, династию Капетингов, сплотивших французов в средневековой Европе, крестовые походы, инициированные французами, времена Великой французской революции, поднявшей знамена равенства и справедливости, и Наполеона, ставшего символом национальной гордости.
Особое место занимает в книге все, что связано с известной на весь мир французской кухней и винами. Ведь только французы полагают, что «изобретение нового блюда дает человечеству больше, чем открытие новой планеты», а обед может отнять несколько часов. Что говорить о выборе вин и сыров? Читая книгу, погружаешься в мир французской действительности, вдыхаешь ароматы парижских кафе, лучше понимаешь простых жителей этой красивой страны, внесших огромный вклад в современную цивилизацию.
Сена, знакомая по снам. Иллюстрация из книги |
Вместе с тем проницательный взор дипломата открывает для читателей завесы национальных особенностей, о которых обычно не пишут туристические путеводители. Автор без смущения описывает присущие французам тщеславие, склонность к внешним эффектам. Недаром одна из глав книги названа: «О, эти противоречивые французы!»
По мнению автора, и сама Франция оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, она является оплотом современной западной культуры, подарившей миру выдающихся философов, писателей, художников и музыкантов. С другой стороны, страна неприятно поражает своим откровенным национализмом, шовинистической чванливостью, истоки которой лежат в недавнем колониальном прошлом этой страны. Но, по-видимому, таково устройство мира, в котором часто соседствует великое и смешное, изящное и грубое, соленое и сладкое. Эти контрасты позволяют и почувствовать вкус свежего воздуха, принесенного с океанских просторов, которым пропитан Париж, и оценить красоту мрачной архитектуры Средневековья на фоне мирного заката.
Противоречия составляют живую нить французской истории, в которой Франсуа Шатобриан служил министром внутренних дел, Ламартин считал себя прежде всего политиком, а премьер-министр Жорж Клемансо, проиграв выборы, начал писать роман.
Контрасты ощущаются и в повседневной жизни. Наличие очередей, неторопливость и своенравность французского сервиса уживаются с достижениями одной из наиболее экономически развитых стран западного мира, являющейся культурной и туристической Меккой.
Справедливости ради нужно заметить, что не все из того, что составляет авторскую позицию в оценках Франции, можно принять бесспорно. Конечно, о вкусах не спорят, но представляется, что замечание автора о том, что американские фильмы значительно превосходят французский кинематограф по уровню художественного мастерства, является субъективным преувеличением, с которым трудно согласиться.
Прожив много лет в Соединенных Штатах Америки, автор невольно сравнивает увиденное во Франции с воспоминаниями из своего американского опыта. Часто такое сравнение оказывается не в пользу французов. Что ж, такова авторская оценка. Это придает книге своеобразие и дополняет жанровые особенности повествования.