0
1282
Газета Non-fiction Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

Бессмысленная правда

Тэги: человек, смерть


человек, смерть Россия умеет начинать и продолжать этот непростой разговор – она перестала бояться смерти.
А.Трифонов. Церковь

Homo mortalis – Человек смертный. – М.: Печатные традиции, 2009. – 412 с.

Этот сборник открывает издательскую серию работ, посвященных феномену смерти человека и осмыслению существа смертности. Изданный под редакцией писателя и публициста Сергея Роганова альманах выступает междисциплинарным, межкультурным пространством, в котором отношения между «человеком» и «смертью», возможно, впервые оформляются в проблемное поле существования Человека смертного, то есть человека рождающегося, достигающего вершины индивидуального развития, стареющего и потому – умирающего.

Континентальная философия исчерпала ресурс мифической «заботы о смерти». Напряженный взгляд в лицо Ничто утратил свою определяющую бытие человека силу. Иными словами, «метафизика смерти», то есть все то, что находилось «┘вне области экзистенциального анализа смерти» (Мартин Хайдеггер) становится сущностью и содержанием современной танатологии. Отсюда и жанры, и стили статей, эссе, очерков, стихов, литературных миниатюр, которые вошли в первый выпуск альманаха «Homo mortalis – Человек смертный». Невозможно говорить о смерти сейчас, в начале нового тысячелетия, на языке всего лишь философии. Или всего лишь биологии. Всего лишь истории или литературы. Метафизика смерти предполагает как первый шаг – многоголосую, многоплановую коммуникацию, для того чтобы возникли контуры пространства понимания сущности смертного/конечного человека.

Поэтому на страницах альманаха современная «культура смерти» терроризма и информационных войн (Александр Неклесса) невозможна вне и помимо современного проблемного поля биоэтики, новых критериев смерти человека – «смерти мозга» и «смерти сознания»; поисков технологического бессмертия и перспектив развития крионики («Мы и Она», Ольга Балла). Самоубийство и смерть в пространстве русского рока (иеромонах Григорий) неизбежно предполагает осмысление сущности «некрофилии» (Евгений Горный). Современная «мода на смерть» Сергея Якушина невозможна вне культурологической, философской ретроспективы эпидемии самоубийств (Ирина Кавинова) в современных цивилизованных обществах.

Сколько людей – столько и смертей, сколько смертей – столько и смыслов. Художники и журналисты; этнографы и теологи; историки философии и культурологи; поэты и систематики – чтение альманаха увлекательное путешествие в мир современного человека, увлекательное и полное сюрпризов: разноплановые тексты сплетаются в один причудливый рисунок, неожиданные повороты заставляют откладывать книгу и переводить дух. Порой сложно следовать за мыслями авторов, порой сложно ломать собственные стереотипы восприятия привычных и в то же самое время совершенно непривычных образов, метафор, символов, логических конструкций.

Сергей Роганов, известный исследователь феномена смерти и смертного человека, строго следует поставленной перед новым альманахом цели: сформировать точку пространства культуры для того, чтобы современный облик смерти наконец перестал быть призраком, рассеянным в бесконечности виртуальных миров, затравленным уродцем в нишах нашего сознания, а стал видим, ясен и доступен взгляду современников. Альманах не рассчитан на узкую, профессиональную аудиторию, но приглашает к чтению и сотрудничеству всех, кто размышляет, замечает, удивляется новому взгляду не на смерть, а скорее на смертную природу современного человека.

Новый альманах «Homo mortalis – Человек смертный», пожалуй, является новым не только для российской культуры. Цивилизованное табу на смерть, ускользание, избегание открытой и широкой дискуссии о существе смертных в эпоху, когда утверждается цивилизованное, постиндустриальное бессмертие нового человека в Европе, Северной Америке, обрекает саму смерть на постыдное существование, когда даже порнография в отличие от собственной смерти законна, приемлема и желанна.

Говорить о смерти стыдно. Говорить о смерти не принято. Возможно, только лишь из страха увидеть ее в действии. Но именно поэтому Россия умеет начинать и продолжать этот непростой разговор – она перестала бояться смерти.

И не устает поддерживать, чтобы не прервалась связь времен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
678
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
805
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
675
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
770

Другие новости