Интернет.ру. Социологические контуры. – М.: Экон-Информ, 2009. – 140 с.
Писать книги об Интернете – неблагодарное занятие. Пока книга создается и попадает к читателю, она становится анахронизмом, описанием ушедшего мига. Но писать об Интернете нужно. И не только для благородных архивных целей, но и для ответа на вопрос: как получается, что мы незаметно для себя втягиваемся в новый дивный мир, почти не задумываясь о его влиянии? Сам Интернет производит так много контента и так смело раздвигает границы, что не успевает осуществить саморефлексию – для этого требуется медленное чтение на старомодном бумажном носителе, а не фланирование по блогам и форумам.
Книга «Интернет.ру. Социологические контуры» как раз стремится осмыслить происходящую виртуализацию повседневности. В издании обозначены контуры новой социальной реальности, очерченные инструментами социологической методологии. Интернет ведь действительно новая социальная реальность, уже давно преодолевшая скромные границы футурологических фантазий Маршалла Маклюэна и Элвина Тоффлера. Написана книга командой специалистов Фонда Общественное мнение (ФОМ), который давно обратил внимание на российский сегмент Всемирной сети: во введении представлена история работ фонда по этой теме.
Чтобы не утонуть в виртуальной реальности, ее следует изучать и структурировать. В.Г.Перов. Утопленница, 1867. ГТГ |
Три части книги служат решению трех задач. Первая часть вводит в курс социальной статистики Интернета. Разглядывая карты, графики и диаграммы, понимаешь, что в нашей стране осталось еще достаточно медвежьих углов, откуда выход во Всемирную сеть по технологическому прорыву сопоставим с выходом человека в открытый космос. А 12% взрослых россиян вообще не знают, что такое Интернет. Конечно, это прежде всего пожилые люди с невысоким доходом, однако «незнайки» встречаются и среди молодых людей с высшим образованием. Любопытна и группа «отказников», имеющих возможность пользоваться интернет-ресурсами, но не делающих это из-за отсутствия времени и интереса. Авторы рассматривают «отказников» как часть потенциальной аудитории Интернета. И это справедливо: развитие социальных сетей и других сервисов рано или поздно всех заставит подключиться к Всемирной сети. Как ни банально звучит, но матрица уже здесь.
Самая ценная часть издания – типология пользователей Интернетом, сделанная на основе исследований ФОМа. Если фактические данные быстро устареют, то оригинальная социальная типология послужит дольше. Чистые типологические группы – это способы поведения людей в Интернете, описанные строгим социологическим языком. Таковых фомовцы обнаружили восемь типов: общительные, познающие, работники, гедонисты, финансисты, покупатели, разноплановые, говорящие. Вторая часть – характеристика каждого из типов.
Интернет давно перестал быть статичной системой, набором порталов и страничек. Сегодня это настоящая шкатулка развлечений, и поэтому в третьей части авторы сосредоточились на различных аспектах использования возможностей Интернета. Например, можно узнать, почему люди ведут электронные дневники: для общения (46%), получения и передачи информации (19%) и для работы (13%). Для 17% блог – средство самовыражения... С ростом контента и увеличением доступности Интернета возможности Сети растут. Наряду с преимуществами есть свои риски – не станет ли зависимость общества, экономики, политики от виртуальной реальности столь сильной, что фатальная ошибка в программном коде сломает пока еще хрупкий мир нейронов информационных сетей? Правда, авторы не ставят такие масштабные вопросы – они заняты текущей социологической экспертизой Рунета. Тоже достойная миссия.
Стиль издания импонирует тем, кто привык иметь дело с содержательными аналитическими отчетами – суховатыми, но информационно обогащенными. Хотя анализ не всеобъемлющ. Скажем, не секрет, что важную составляющую мирового интернет-трафика забирают ресурсы фривольного и откровенно порнографического содержания. Между тем авторы книги обходят стороной этот сюжет, хотя социологической справедливости ради стоило и ему уделить внимание.
Кто станет читателем книги? Вдумчивые специалисты по интернет-контенту. Маркетологи и рекламодатели – Всемирная сеть все больше становится местом встречи продавца и товара. И, безусловно, социологи, нуждающиеся в осмысленном, упакованном знании об Интернете.