0
2007
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.02.2011 00:00:00

Скучные мифы и интересная правда

Тэги: москва, миф, пространство


москва, миф, пространство

Андрей Баталов, Леонид Беляев. Сакральное пространство средневековой Москвы.
– М.: Дизайн. Информация. Картография. 2010. – 400 с.

Москву как явление искусства и одновременно как воплощение божественного промысла и человеческого замысла пытаются осмыслить и описать уже больше трехсот лет, начиная с философических сказаний XVII века и заканчивая... в том-то и дело, что ничем не заканчивая, потому что процесс осмысления бесконечен. В ХХ веке этот процесс осложнялся политическими подтекстами – условно говоря, реформаторским и консерваторским. Идеологи «великих реконструкций» 1930-х и 1990-х силились доказать, что Москва никогда не была градостроительным ансамблем, развивалась стихийно и беспорядочно. Выводы, правда, из этого посыла делались разные. В эпоху сталинского Генплана говорили, что столичные улицы прокладывал пьяный строитель, что реконструкция положит конец беспорядочности, в эпоху Генплана лужковского – что она продолжает беспорядочную московскую вековую традицию.

Консерваторы, стремясь подчеркнуть ценность исторического города, со своей стороны, утверждали, что Москва со средневековых времен строилась как символический, тщательно продуманный и просчитанный ансамбль – со строгой иерархией вертикалей, видовыми панорамами. Ансамбль сакральный, в котором были зашифрованы и воплощены и «царствие треугольное» из средневековых сказаний, и «небесный образ града Иерусалима», в котором даже церковные престолы были расставлены симметрично некоей оси и на каждую сторону света выводило по трое городских ворот, – такой представала Москва со страниц научно-публицистических трудов уже двадцатипятилетней давности.

Маститые авторы «Сакрального пространства средневековой Москвы», приступая к своему фундаментальному труду, не ставили себе целью подтвердить или опровергнуть эти теории. Их подход – возобновление на новом научном уровне традиций «церковной археологии», заложенных основоположниками жанра еще в позапрошлом столетии: тщательный поиск документально подтвержденных фактов, анализ максимального количества исторических источников, натурных остатков, археологических данных, сопоставление разнообразных и разрозненных фактов, складывание из этих кусочков цельной историко-культурной мозаики, прослеживание причин и взаимосвязей. И только на основе этого – попытка выстраивания собственной теории или критики иных концепций.

Именно так достигается новое знание о городе. «Сакральное пространство» не рисуется авторами на основе идеализированных схем или вековых исторических стереотипов. Андрей Баталов и Леонид Беляев предпринимают собственную экспедицию в прошлое. Они прослеживают расположение и символизм посвящения десятков, а то и сотен церковных престолов древней Москвы – и знаменитых, и практически неизвестных даже образованной публике. Они подвергают сомнению хрестоматийные теории и образы. Они анализируют, почему престолы, посвященные тому или иному христианскому празднику или святому, «перемещались» по городу, возникали на новых местах. Они разгадывают загадки взаимного расположения московских монастырей.


Так триста с лишним лет назад выглядели улица Остоженка и место нынешнего Крымского моста.
Владислав Рябов. Часть Земляного города у Остоженского конюшенного двора.
XVII век. Вид с птичьего полета. Иллюстрация из книги

И приходят к удивительным выводам. Не станем их пересказывать, чтобы не лишать любителей московской истории удовольствия сделать их вместе с авторами самостоятельно. Скажем лишь, что выводы эти достаточно смелы, хотя не преподносятся авторами как сенсация. Например: окружавшие город монастыри, которые принято считать «сторожами» и фортами-форпостами средневековой Москвы, на самом деле не играли значительной роли в обороне города и в первую очередь сами нуждались в защите. Или: хрестоматийное представление о Москве как «городе на семи холмах» имеет мало общего с реальной историей развития города и скорее является красивой легендой, введенной в «научный оборот» историком XIX века Иваном Снегиревым...

Средневековая Москва с ее «сорока сороками» в исследовании Баталова и Беляева предстает не воплощением умозрительной теории, не символическим каменным иероглифом, но живым организмом, непредсказуемо богатым, разнообразным и живописным. Превосходными портретными изображениями этого живого города служат в «Сакральном пространстве» красочные иллюстрации-реконструкции Владислава Рябова.

Итак, вместо реконструкции московского мифа происходит его деконструкция. Не будет ли жаль расставаться с мифами, которые из-за своей хрестоматийности и тиражированности становятся порою скучными? Правда интереснее? Возможно. Но, впрочем, с мифами вряд ли придется расставаться. Культурный миф – явление живучее, не менее жизненное, чем реальность, поскольку он является частью этой самой реальности. Остается подождать, не решатся ли авторы «Сакрального пространства» когда-либо сделать предметом своего исследования собственно московский миф.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1422
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1024
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1230
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
793

Другие новости