0
2731
Газета Non-fiction Интернет-версия

23.06.2011 00:00:00

Перебежчик из рая

Тэги: яковлев, жизнь


яковлев, жизнь

Игорь Минутко. Провидец. Жизнь и смерть Александра Яковлева.
– М.: ПИК, 2010. – 560 с.

Литература, наука, политика┘ Как три кита, на которых┘ В России сразу после революции рождаются трое (в 1918-м, 21-м и 23-м годах) – в сущности, ровесники, выдающиеся личности, кому будет суждено нанести тройной удар тоталитарной догме: писатель Солженицын, ученый Сахаров, политик Яковлев.

Солженицын и Яковлев – фронтовики, но их пути резко разошлись, первый стал зэком, второй – членом Политбюро. Но снизу (из ада) и сверху (из рая) их пути сомкнулись: их горькие книги «Архипелаг ГУЛАГ» и «Сумерки» – об одной и той же правде. Самой спорной фигурой оказался Александр Николаевич Яковлев. Он единственный из руководителей Компартии, который решился осудить свой собственный путь наверх, разоблачить свои прежние убеждения. Но у нас, к сожалению, продолжается гражданская война, пусть «холодная», в ней хватает ярости, для нее как раз Яковлев больше всего подходит к роли «перебежчика». А лучше ли, потеряв веру в идола, продолжать ему молиться? Кто хочет судить по правде, должен выслушать обе стороны. В данном случае – прокуроров целый полк, это сейчас модно. Послушайте и защитника. Это писатель Игорь Минутко. Он отважился на основательную книгу об Александре Николаевиче Яковлеве, щедро документированной. Как говорится, судите сами.

Этот роман автором определен как «историко-публицистический», но этого явно недостаточно – он включает в себя главы художественной прозы: «Детство и юность», «Его война», «Чердынь», «Эпилог»; правда, отдают эклектикой «Авторские комментарии в начале ХХI века», которые сопровождают каждую главу, – краткие исторические исследования, очерки и философские рассуждения, порой спорные, и эссе (особенно интересно эссе в комментарии к третьей главе «Время без числа» – «Русский характер, или Земля без Божеского благословения», написанное пятнадцать лет тому назад. Романист поясняет: «Какой была наша страна и какими были мы, русские, в первые годы перестройки и накануне путча ГКЧП? Вот вопросы, которые тогда мучили меня. И на них я пытался ответить...»). Есть о чем задуматься, прочитав это эссе, о нашем непростом времени.

Еще одна особенность романа «Провидец»: автор в последние годы жизни Александра Николаевича Яковлева был его другом-собеседником, и роман писался в постоянном общении с ним, встречи происходили в течение двух лет один-два раза в месяц вплоть до смерти Яковлева 18 октября 2005 года, когда были вчерне написаны примерно две трети романа... Последняя глава называется «Без него...».

Можно подумать: произведение рассыпается на самостоятельные куски, но это не так. Весь роман сцементирован одной сюжетной линией – взаимоотношениями Яковлева и Горбачева: соратники в годы перестройки, вроде бы единомышленники, Яковлев – «архитектор» начавшихся реформ, второе лицо в государстве. Взаимопонимание, дружба – все это за рамками повествования. Роман начинается с XXVIII съезда КПСС в июле 1990 года. И уже развязана травля Яковлева. Горбачев не защищает своего первого помощника, делая вид, что ничего не происходит. И кончаются эти взаимоотношения отчуждением┘


Михаил Горбачев, Константин Титов, Александр Яковлев.
Фото FhotoXPress.ru

Центром романа «Провидец» является пятая глава – о путче 19 августа 1991 года, – создана она из архивных документов, газетных публикаций, радиоматериалов тех, воистину судьбоносных трех дней и ночей. Только с появлением на страницах Яковлева есть несколько беллетристических эпизодов. Читается, как захватывающий детектив.

Не буду пересказывать содержание романа, обращусь к его последним страницам, когда Яковлев, испив последнюю чашу на государевой службе, предложенной ему президентом России Ельциным (председатель телекомпании «Останкино» со статусом министра в правительстве страны), покинул этот пост, не справившись с хищными акулами телебизнеса, которые в ту пору правили бал наживы, по словам Александра Николаевича, «я попросту бежал оттуда». Эта драматическая история подробно и красочно описана Игорем Минутко.

Напоследок Александр Николаевич посвятил себя своему детищу – международному фонду «Демократия». Его тревога – возрождение фашиствующих националистов в пору идеологического вакуума и смуты. Этим проникнут весь блок архивных и прочих документов (газеты, письма в Политбюро из КГБ с грифом «Совершенно секретно» и т.д.).

Благодаря поддержке Бориса Ельцина Яковлеву стали доступны все государственные архивы, правда ненадолго... Но Александр Николаевич с мощной командой единомышленников – архивистов, ученых-историков, политологов, успели совершить, казалось, невозможное. И это стало высоким подвигом главного героя романа Игоря Минутко «Провидец»: с 2000 года издательство «Материк», которое возглавила неутомимая и верная помощница Яковлева, его дочь Наталья Александровна Ушацкая, приступило к выпуску огромной серии «Россия. ХХ век. Документы». Работа над первыми томами серии начались в 1991 году, как только фонд «Демократия» получил юридический статус. К концу 2005 года было издано более 50 объемных томов «Секретных документов», которые утаивали бывшие правители страны от советской и мировой общественности; прежде всего публиковались документы, связанные с преступлениями Сталина, его приспешников и карательных органов против собственного народа. Эта гигантская работа продолжается и сейчас в электронном формате (фонд теперь возглавляет Ушацкая).

Факты – упрямая вещь. Публикация документов делает и будет делать свое дело, несмотря на усилия любителей фальсификаций, до сих пор искажающих события августа 1939 года или покрывающих преступления НКВД в Катыни.

Александр Николаевич был убежден, что строительство демократии в России невозможно без знания подлинной истории нашей страны в ХХ веке. А сам переход от тоталитарного к нормальному обществу невозможен без нравственной, духовной основы.

Приведенные Игорем Минутко документы и комментарии к ним уже создают полномасштабный образ Александра Николаевича Яковлева – крупного политического деятеля, самокритичного, мужественного борца за новую свободную Россию. А его человеческие, даже бытовые качества, тяжкий путь прозрения – это главы художественной прозы романа: детство, юность, война, учеба, работа журналистом в областной газете, затем на высоких партийных должностях – и личная исповедь перед жертвами советской эпохи, перед родной страной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1482
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1795
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4116

Другие новости