0
1925
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.11.2011 00:00:00

Оплеуха для Гамлета

Тэги: райх, актриса


райх, актриса

Ольга Кучкина. Зинаида Райх. Рок.
– М.: Искусство-XXI век, 2011. – 232 с. (Роман-биография).

Книга московского поэта, прозаика и публициста Ольги Кучкиной посвящена Зинаиде Райх, женщине, ставшей великой женой двум великим мужьям: Ангелу-Есенину, от чьей неземной руки не раз получала оплеуху, и Мастеру-Мейерхольду, из-под руки которого вышла прекрасной актрисой. Великой матерью она стала для детей поэта Сергея Есенина. Великой женщиной – в жизни режиссера Всеволода Мейерхольда.

У нее, как у настоящей актрисы, было две жизни. Одна – ошалелая в любви, но с Есениным, с Мечтой, как назвала его у гроба. Жизнь в достатке (Есенина как поэта оценивали дорого), но не роскошная, потому что времена были тяжелые – революция, Гражданская война (они обвенчались в июле 1917-го). Потом с ним же – ревнивая и страдающая, потому что Есенин без оснований подозрителен и скандалит, оставляет жену с двумя детьми, требует развода, и Зина сильно заболевает вплоть до осложнений в психике.

Вторая, новая и счастливая жизнь – уже с Мейерхольдом. Ушел ради нее из семьи, заботился, когда возвращалась болезнь, заставлял актеров своего театра одну ее называть по имени и отчеству. К 30 годам Райх выходит на сцену, за 14 долгих лет играет 14 ролей. И тогда, и после будут судачить, что все лишь благодаря Мастеру, что он создал для нее Театр Одной Актрисы. Но Мейерхольд вывел Райх на сцену и отдал лучшие роли не потому, что жена, а потому, что – актриса. Его же вел рок. Как иначе из закоптелой партийной Райх могла вырасти театральная прима?..

Мейерхольда уже при жизни венчают гениальным, называют в его честь театр. Она ничуть не хуже – Борис Пастернак восхищается ролью Райх в спектакле «Горе уму», посвящает Мейерхольдам стихотворение: «Я преклоняюсь перед Вами обоими, и пишу Вам обоим, и завидую Вам, что Вы работаете с человеком, которого любите».

Написано живо, ярко, молодо. «Пишешь о чьей-то жизни – живи этим!» – кажется, так думала автор, вышагивая по квартире Мейерхольдов-Райх в Брюсовом переулке, ощупывая углы и ставни рокового убежища. Здесь Райх достали убийцы. Отсюда увезли в подвалы НКВД Мейерхольда.

Их нельзя было защитить от капризов и воли новой власти. И она, и Мейерхольд попадут в опалу и напишут письма вождю Сталину: его письмо – сдержанно-вынужденное, ее – написанное по-свойски и с претензией. Эти маленькие клочки их жизней, как и прочие вставки из писем, воспоминаний и стихотворений, больше, чем любые музейные экспонаты, воссоздают дух той эпохи, и настолько реально, что это кажется даже фантастическим.

Официальные крики о помощи не спасли: и Райх, и Мейерхольд погибли от руки железного строя – пуля и клинок. Не угодили независимостью, самомнением, успехом и нежеланием мириться.

Автор позволила и себе, и читателю раствориться во времени: грань между «сейчас» и «тогда» преодолевается в два счета. Потому уже не удивляешься, что принял случайного прохожего за озорного поэта или увидел в молодой студентке будущую великую актрису. Все спонтанно, но органично смешивается: свобода, гнет и рок; Райх, автор и великие мужья. Все – в стиле времени. А в итоге на страницах выступает беспокойная жизнь не одной актрисы, а целого мира творческой интеллигенции, окружавший дом Мейерхольдов-Райх.


Зинаида Райх в роли Маргерит Готье.
Иллюстрация из книги

Переплетены здесь выдумка и реальность. Почему нет, если это роман-биография. Вся жизнь Райх похожа на спектакль, поставленный на шаткой жизненной сцене. Одна из ее лучших работ – роль советской актрисы Елены Гончаровой. В этом образе Райх вышла на сцену в костюме Гамлета – он ей к лицу необычайно. Ее героиня сходит с ума, Райх – незадолго до смерти лежит в бреду почти год. Сыграла саму себя? Нет, скорее жизнь где-то счастливо, а чаще мучительно поиграла актрисой. «Чем крупнее характеры, тем неодолимее рок». Это так, потому что не из сердца Мейерхольда, как говорила сама Райх, а из ее собственного «торчали ножи», и совсем не образные. Книга заставляет задуматься, а стоит ли великая судьба назначенной за нее цены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1502
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3871
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2431

Другие новости