0
3842
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.08.2012 00:00:00

Три мировые эпохи

Тэги: рабинович, языки культур, закон тождества


рабинович, языки культур, закон тождества

Вадим Рабинович. Поэтологические штудии.
– М.: Совпадение, 2012. – 368 с. (Берсеневские коллекции. Неоклассики).

На Берсеневской набережной находится Российский институт культурологии, в котором поэт и философ Вадим Рабинович (р. 1935) заведует сектором «Языки культур». Отсюда название серии. В сборник вошли статьи разных лет, посвященные затейливому пути стихотворного текста в сознании искушенного читателя. Но речь пойдет о законе тождества.

Не мы провозгласили закон тождества поэтической темой. И даже не Рабинович. А Мандельштам в эссе «Утро акмеизма» (1919). Вот этот фрагмент: «А=А: какая прекрасная поэтическая тема. Символизм томился, скучал законом тождества, акмеизм делает его своим лозунгом <...>. Способность удивляться – главная добродетель поэта. Но как же не удивиться тогда плодотворнейшему из законов – закону тождества? Кто проникся благоговейным удивлением перед этим законом – тот несомненный поэт. Таким образом, признав суверенитет закона тождества, поэзия получает в пожизненное ленное обладание все сущее без условий и ограничений. Логика есть царство неожиданности. Мыслить логически значит непрерывно удивляться. Мы полюбили музыку доказательства. Логическая связь – для нас не песенка о чижике, а симфония с органом и пением, такая трудная и вдохновенная, что дирижеру приходится напрягать все свои способности, чтобы удержать исполнителей в повиновении».

В этой оде логике мало логики. Особенно если забыть, что направлена она против идеолога символистов Валерия Брюсова и скандальных строк из его программного стихотворения «Творчество»: «Всходит месяц обнаженный/ При лазоревой луне...»

По мнению Рабиновича, логическую связность легче воспеть, чем соблюсти. Ну, не появился еще Великий Дирижер, способный удержать исполнителей в этом чаемом точь-в-точь. Без каких-то там почти и чуть-чуть. Без зазоров, расщелин, раздвоев…

По мнению Рабиновича, Мандельштам опроверг свою будущую программу еще в 1912 году, когда написал:

«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

А мы полагаем, что закон тождества – это не только поэтическая, но и историософская тема.

1. A=A, или первый эон

Кстати, Аристотель, формулируя закон тождества, имел в виду скорее корректное словоупотребление: «…иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно». Легко видеть, что в такой формулировке присутствует два аспекта: логический и психологический.

В самом деле, если слова (и другие знаки – например, жесты) не имеют определенных значений, то обмен мнениями лишен смысла и не может стать основой социальной (интерсубъективной) практики. О совокупности таких слов нельзя даже сказать, что они образуют язык, поскольку индивидуальный язык (private language) невозможен (Л.Витгенштейн).

Логический закон тождества является аксиомой в большинстве логических исчислений. Аксиому нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Иногда можно показать, что аксиома противоречит другим аксиомам, но это доказывает лишь противоречивость набора аксиом, а не ложность исходной аксиомы. Тут никаких зазоров, расщелин, раздвоев…

Но в формулировке Аристотеля имеется и психологический аспект: «Невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно». На наш взгляд, это слишком сильное и, вообще говоря, ложное утверждение.

Если язык – это социальное явление, то мышление – внутрисубъективный (интрасубъективный) феномен. Невозможен индивидуальный язык, но возможно индивидуальное мышление. Отсюда проблемы с вербализацией мыслей: «Мысль изреченная есть ложь» (Ф.Тютчев).


Гераклит любил такие артефакты...
Фото Михаила Бойко

Мышление (особенно в грезах, снах, фантазиях) не признает никаких ограничений, и вопреки Аристотелю возможно мыслить, не мысля при этом что-то одно, однозначно определенное. Более того, именно на этом основаны разнообразные формы первобытного, архаического и, в частности, поэтического мышления.

Правда, по мнению многих антропологов (Л.Леви-Брюль, М.Элиаде и др.), первобытное мышление не признавало закона тождества. Но они имели в виду именно логический аспект. Первобытные люди видели тождество A=A повсюду, даже там, где его нет. Они отождествляли предметы, сходные по свойствам, по имени, по функции. Эту склонность можно назвать психологическим законом тождества.

Тогда можно сказать, что психологическое тождество A=A являлось фундаментом первобытного мышления.

2. Я=Я, или второй эон

Новую эпоху открыл Гераклит: «Нельзя дважды вступить в ту же реку, нельзя выйти из той же реки, в которую вступил». Его последователь Кратил уточнил: «В реку нельзя войти и один раз». Как поясняет Аристотель, если природа всецело находится в движении, то ни один предикат не является истинным.

Это, по сути, означает, что объекты, обозначаемые именами собственными, не являются тождественными в разные моменты времени. Москва-река в момент времени t не тождественна Москве-реке в момент времени t+dt. Это уже другая река с тем же самым названием.

Именно тогда появляется идея времени, поскольку в мире вечного возвращения, где все сходное тождественно, неповторимость момента не осознается. Как сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Это бесконечный ряд a+a+a+ …

Лишь после Гераклита мир мыслится как ряд a+b+c+… Начинается новая мировая эпоха. Неспроста Карл Ясперс считал Гераклита одним из ключевых мыслителей осевого времени.

Что же считается устойчивым в постгераклитовском мире? Субъект.

Любой объект меняется со временем, и даже наше тело в следующий момент – это другое тело. Кажется, что только человеческое «Я» остается самотождественным с течением времени. Поэтому Гераклит не говорит: «Из реки не может выйти тот, кто в нее вошел».

Можно сказать, что психологическое тождество Я=Я являлось фундаментом европейской цивилизации вплоть до Новейшего времени.

3. 0=0, или третий эон

Атаки на самотождественность субъекта предпринимались неоднократно. Но решающий успех, по-видимому, связан с озарениями Фридриха Ницше и Карла Густава Юнга. Немецкий философ писал: «Допущение единого субъекта, пожалуй: не является необходимым; может быть, не менее позволительно принять множественность субъектов, солидарные деятельность и борьба которых лежат в основе нашего мышления и вообще нашего сознания. Некоторого рода аристократия «клеток», в которых заложена власть? <…> Мои гипотезы: Субъект как множественность <…>» («Воля к власти», аф. 490). А швейцарский психиатр полагал, что «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс может выступать в качестве личности, то есть оказываться персонифицированным» («Очерки по психологии бессознательного». М., 2010. С. 224). Если человеческая личность в любой момент времени – это фаза противоборства его субличностей, то ни о какой самотождественности «Я» не может идти речи.

Что же остается устойчивым после ницшевско-юнговской революции? Ничто.

Можно сказать, что психологическое тождество 0=0 является фундаментом постиндустриальной цивилизации – третьей мировой эпохи. Но это тема для отдельного размышления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
531
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2256
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1111

Другие новости