0
2298
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Панорама среза

Тэги: крохин, филологическая проза


крохин, филологическая проза

Юрий Крохин. С оттенком высшего значения. Филологическая проза. 
– М.: Красногорская типография. – 598 с.

11 лет назад вышла в свет книга литературного критика и культуролога Юрия Крохина «Фатима Салказанова». А за 10 лет до этого еще одно исследование – «Профили на серебре», посвященное страдальческой жизни и творчеству поэта Леонида Губанова. Казалось бы, большие паузы, длительное перерывы. Но эти перерывы не означали творческого молчания. В течение всего этого длительного времени Юрий Крохин напряженно и серьезно участвовал в постижении творческого пространства России и сегодня выпустил в свет объемистый том с возвышенным и многозначимым названием «С оттенком высшего значения». Здесь собраны эссе, раздумья, интервью, посвященные деятелям русской и мировой культуры. 

Хочется отметить, как «выстроена» эта книга. Она состоит из четырех разделов, что позволило автору как бы отфильтровать и классифицировать созданные им за 10 лет рецензии и обзоры различных явлений российской культуры. Эта хорошо продуманная композиция позволяет нам не заплутать среди многообразных проявлений мира литературы, театра, архитектуры, в самом широком смысле – современного искусства.

Рецензент охарактеризовал бы этот том несколько иначе: не филологическая, а именно культурологическая проза. Отсюда и следует феноменальный охват автором явлений культурного мира России.

С позиций сегодняшнего дня Юрий Крохин обращается к творчеству Василия Аксенова и Георгия Владимова. Знаменитые шестидесятники и в последние годы своей жизни творили ярко, страстно, публицистично. Вот только интервью давать не любили, как люди, уставшие от славы и поклонников. 

Проникновенно пишет автор о романе Феликса Светова «Отверзи ми двери» и безжалостным критическим скальпелем препарирует героя этого романа – Льва Ильича Гольцева. «Ему, – пишет Крохин, – по словам отца Павла Флоренского, сквозь зияющие трещины человеческого рассудка видна бывает лазурь вечности. Об этом и написан роман «Отверзи ми двери». К этим раздумьям примыкает эссе об Александре Солженицыне: интересно, что здесь зафиксировано то, как длительное время «Красное колесо» нобелиата транслировалось по радио… в исполнении самого Александра Исаевича.

 Своеобразно отмечает критик и 60-летие Венички Ерофеева, пишет о малоизвестных прогулках Ерофеева и поэта Вадима Делоне. Эти и другие как бы незаметные штрихи и черточки литературной жизни подчеркивают подлинность происходившего с персонажами критика. Особое место занимают в книге раздумья о Набокове.

Но волнуют автора не только судьбы недавней литературной истории, но и, может быть, в первую очередь сегодняшняя жизнь. Интересны и многогранны эссе, посвященные творениям замечательной писательницы Дины Рубиной, ее книгам «Камера наезжает!..», рассказам «Цыганка», «Адам и Мирьям» и другим. 

Острые строки посвящает автор и короткому роману «Псевдоним» – остросюжетному творению писателя Муравина, который появился на литературной арене всего пару лет назад, но уже привлек к себе интерес многих ценителей и знатоков литературы. Юрий Крохин в своей книге как бы воскрешает образ забытой поэтессы Надежды Солнцевой и снова обращается к судьбе талантливого (чтобы не сказать – гениального!) поэта Леонида Губанова. Обращается критик к современным мемуарам поэта Сергея Мнацаканяна «Ретроман, или Роман-ретро», в котором словно оживают знаменитые и малоизвестные судьбы литераторов 60–90-х годов ХХ века.

Книга удивляет своим охватом, знанием культурного и литературного мира. Здесь собраны эссе, посвященные не только литературе, но и театральному миру под рубрикой «Лики нашей культуры».

Особое место в книге занимают многочисленные, взятые в разные годы последнего 20-летия интервью. Здесь и беседа с главным редактором российского «Континента» Игорем Виноградовым, с прозаиком Фазилем Искандером, с автором книг о жизни и творчестве Набокова Брайаном Бойдом, с поэтом Кириллом Ковальджи, с известной актрисой Аллой Демидовой и знаменитым режиссером Юрием Любимовым, который рассказывал о своей постановке романа «Мастер и Маргарита». Это только малая часть развернутой Юрием Крохиным панорамы культурного среза современной России. Яркая, своеобразная, насыщенная реалиями и именами книга будет интересна многим. Однако многим не достанется из-за скромного тиража, каким сегодня выходят подобные издания.

В заключение напомним, что в этом году Юрий Крохин стал финалистом премии «Нонконформизм-2013», учрежденной «Независимой газетой». Новая книга Юрия Крохина лишний раз подтверждает справедливость этого решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1353
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1082
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1064
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1302

Другие новости