0
2129
Газета Non-fiction Интернет-версия

22.10.2015 00:01:00

Венок во славу экспрессионизма и его духовного вождя

Виктор Крутоус

Об авторе: Виктор Петрович Крутоус – доктор философских наук, профессор. 

Тэги: история, мейерхольд, германия, экспрессионизм, василий кандинский, ссср


история, мейерхольд, германия, экспрессионизм, василий кандинский, ссср Мейерхольд репетирует. Фото 1929 года

В далеком 1910 году произошло одно знаменательное событие в истории европейской и отечественной культуры: создание немецким знатоком новейшего искусства Хервартом Вальденом (настоящее имя – Георг Левин) журнала «Штурм» (1910–1932). Столетие этой даты было отмечено научной общественностью в Германии берлинским Симпозиумом 2010 года, в России — Международной научной конференцией (одноименной с книгой), состоявшейся в апреле 2011 года в Государственном институте искусствознания. На базе указанных научных форумов сложился интернациональный авторский коллектив, который при поддержке Немецкой службы академических обменов (ДААД) подготовил настоящую книгу как самостоятельный, концептуально целостный совместный труд.

«Штурм» – это прежде всего журнал, в котором печатались обзорные и теоретические статьи по новому искусству, где репродуцировались образцы художественных инноваций. В комплекс «Штурма» входили также выставочная галерея, издательство, художественная школа и ряд других ответвлений от единого «ствола».

Журнал «Штурм» был уникальным предприятием своего времени. Он создавался как средство объединения художников разных стран в поисках новых путей развития искусства. Эта главная установка была выдержана Хервартом Вальденом с удивительной последовательностью. Представители соперничающих авангардных течений были едины в основном устремлении – борьбе за новое искусство. «Штурм» дал этому широкому движению, включавшему в себя и итальянских футуристов, и французских кубистов, и многих других их коллег, организационную форму слияния их усилий.

В авторском коллективе книги объединились германисты, слависты, искусствоведы, филологи, культурологи, музыковеды, историки и теоретики архитектуры... Всего в сборнике приняли участие ученые Германии, Австрии, Швеции, Бельгии, Италии, Болгарии, Польши и, конечно, России.

книга
Херварт Вальден
и наследие немецкого
экспрессионизма/
Ред.-сост. В. Колязин.
– М.: Политическая
энциклопедия, 2014.
– 599 с.

Инициативную роль в подготовке издания взяли на себя сотрудники Института искусствознания. Пожалуй, наибольший объем работы выполнен автором идеи издания и редактором-составителем театроведом-германистом Владимиром Колязиным,  которому помогли исследователи различных ветвей экспрессионизма, почитатели Вальдена, прямая его наследница – чудом оставшаяся в живых дочь Зина Вальден.

В европейских странах, прежде всего в Германии, осознание масштаба и значения фигуры Вальдена уже свершилось – поэтапно, начиная с 1960-х. В России же до последнего времени Вальден был фактически неизвестен: эмигрировав в 1932 году из Германии в СССР, он закончил жизнь как жертва сталинских репрессий в 1941-м, и до середины 80-х его имя находилось под запретом. 

Из материалов сборника следует, что Вальден был человеком одной идеи, которой он посвятил всю жизнь: борьбе за новое в искусстве, в каких бы «экзотических» формах оно ни выступало. Вальден стал добрым гением всего комплекса новаторских исканий в искусстве начала – первой трети ХХ века. Авторы отмечают неуемную энергию Вальдена, его организаторские способности, готовность идти на оправданный риск. Некоторые употребляют термин «импресарио». 

Кроме статей, посвященных самому Вальдену, в книгу включен ряд публикаций, относящихся к персоналиям «Круга Вальдена». Это статья об Эльзе Ласкер-Шюлер, выдающейся немецкой поэтессе, первой жене Вальдена, которой он многим обязан; текст о подвижнической деятельности шведки Нелль Вальден, второй его жены, по сохранению наследия Вальдена; две работы о взаимоотношениях главы «Штурма» и Василия Кандинского.

Сборник носит не только историко-искусствоведческий, но и проблемно-теоретический характер. В плане теории важно выявить ту глубинную специфичность экспрессионизма, которая обеспечила ему длительное воздействие на развитие многих направлений авангардного искусства. А это непросто. 

Очевидно, плодотворное решение вопроса о специфике экспрессионизма может быть достигнуто лишь в органическом соединении мировоззренческого аспекта с аспектом художественно-стилевым, или эстетическим. Необходимо было схватить момент перехода, перерастания мировоззрения в стиль, и наоборот. 

Важный шаг в данном направлении делают и авторы статей, в которых анализируется вклад Кандинского в теорию и практику европейского экспрессионизма. Заслуга Кандинского в том, что он проницательно нащупал самый нерв экспрессионистского движения, назвав свою теоретическую работу «О духовном в искусстве» (1911). Речь шла об обосновании иного, ментально и художественно более высокого типа духовности, чем понимаемый традиционно. Такую новую ипостась духовности открывает и утверждает искусство экспрессионизма. 

В книге широко представлена тема «Немецкий экспрессионизм и Россия». «Вальденовский» сборник трудов отлично отредактирован и прекрасно издан. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1464
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1669
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4089

Другие новости