Фатих Сибагатуллин.
От Аттлилы до президента. – Казань: Идел-Пресс, 2015. – 206 с. |
Первая из двух рецензируемых книг Фатиха Сибагатуллина продолжает его давний поход в историю Азии. Ранее выходили «Какой Бог правильный?», «Великие татары – строители и защитники государства Российского», «Татары и евреи»…
Везде яркая фактура, простор мифам, подлинным героям и один ответ на очень многие вопросы, от риторических до прямо подстрекательских: «Тэнгре». Это ответ, а вопросы, и правда, самые разные: что объединяет евразийцев? Что выше (первее) ислама, христианства, иудаизма? В чем основа религиозного, национального спокойствия Татарстана? Откуда такое снисходительно-миролюбивое отношение к евреям, ироничное – к «неразумным хазарам», резкое неприятие мусульманского фанатизма?.. И даже: какова государственная религия Японии? Тоже, представьте – Тэнгреанство, правда под именем Шинто. В Японии Тэнгреанство-Шинто прекрасно совместилось с буддизмом. С занятной дифференциацией: все грустное, смерть, поминки японец отмечает в буддистском храме, свадьбы, рождения детей – в синоитстском.
Тэнгре – «вечное голубое небо» породило, считает автор, своеобразную мета-религию, накрывшую всю северную Евразию куполом конфессиональной терпимости, невероятной для всех прочих стран и континентов.
Фатих Сибагатуллин.
Тэнгрэанство и Святой Георгий. – Казань: Идел-Пресс, 2015. – 206 с. |
Фатих Сибагатуллин знает, что большинство книг о евразийстве ныне помечено штампом «фолк-хистори», «последователи Гумилёва». Он не стесняется родства, но и расширяет круг, вводя даже Артура Кестлера, видевшего: «…в бежавших хазарах – предков ашкеназов. Эта концепция строится на благородном побуждении доказать, что антисемитизм лишен исторических оснований – ведь хазары были не семитами, а тюрками… Подтвердили гипотезу Кестлера анализы, проведенные РАН (доктором биологических наук Ариадной Назаровой), они показали, что ДНК татар близки к еврейским».
Впрочем, серьезные цитаты не тянут камнями на дно челнок легко читаемой, порой даже веселой книги. А из Львов Николаевичей автор особо почитает Толстого, выводя его взгляды к своему любимому тэнгреанству. При том что сам Фатих Сибагатуллин – человек вполне серьезный, положительный, доктор наук, врач-ветеринар, лауреат Госпремии РФ в области науки и техники.
Вторая книга, по сути, о том же. Мысленно и физически пройдя всю Евразию, Фатих Сибагатуллин собрал неистребленные и неистребимые Знаки: «В наши дни многие тюркские народы начали пробуждаться в своем стремлении возродить религию предков – тэнгреанство. Скажем, киргизы, хотя исповедуют ислам, но душой они арабскую религию не воспринимают...»
Герои нынешних новостей, многострадальные езиды, о вере которых даже Википедия прорицает темно и непонятно: «…довольно плохо изучена, синкретизм». Сибагатуллин поясняет: езиды – выходцы из евразийских степей, не принявшие в отличие от родственников-курдов ислам. Мировой рекорд стойкости, 900 лет гонений, 72 крупные резни, порой до 100 000 человек, вынесли езиды за свой «синкретизм». В каковом автор отыскивает несомненные черты все той же тэнгреанской всевместительности.
Ну а святой воин Георгий так дорог именно евразийцам потому, что отождествлен с Джарганом («отважным»). Книгу Кирпичникова «Святой Георгий и Егорий Храбрый» Сибагатуллин называет своей «настольной энциклопедией», сверяясь с которой в долгих путешествиях, он протягивает нить к Джарганам, Гурджиям, называя св. Георгия «первым евроазийцем».