0
3295
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Погоня за новизной

Вера Чайковская

Об авторе: Вера Исааковна Чайковская – прозаик, художественный и литературный критик, искусствовед.

Тэги: искусство, пикассо, живопись, графика, скульптура, вера мухина, эдуард мане, архитектура, борис иофан, сергей щукин, николай бердяев, париж, москва, малевич


рисунок
Автопортрет «ликвидатора».
Иллюстрации из книги

Я бы выделила в сборнике статьи двух типов – опусы «знатоков», часто очень пространные, информативные, демонстрирующие какую-то совершенно безумную авторскую эрудицию. Но часто лишенные «мускулов», внятного проблемного ядра. Вторую группу составляют статьи небольшие, емко и точно освещающие ту или иную проблему. Тут авторы демонстрируют превосходную композиционную и мыслительную «мускулатуру». Признаюсь, я предпочитаю статьи второго типа. В первых – слишком сильно стремление, как выразилась одна моя знакомая музейщица, «собрать все в одну кучку». Это неискоренимое музейное стремление демонстрирует, положим, Виталий Мишин в статье, которая прямо и предполагает подробное описание всех существующих в музее работ Пикассо: «Рисунки и гуаши Пикассо в собрании ГМИИ им. Пушкина». Какую-то безудержную тягу «собрать все в одну кучку» демонстрирует и Нина Геташвили в статье «Минотавры, фавны и наяды. Античность в творчестве Пабло Пикассо». Что-то настораживает уже в самом названии. Обычно второй заголовок сужает смысл первого. А тут, напротив, – расширяет. И автор просто тонет в материале, рассматривая все периоды и все жанры, попутно поражая громадной эрудицией. На мой вкус, хватило бы внимательного рассмотрения нескольких замечательных «аукающихся» примеров из начала статьи. Положим, гипсовая «левая рука», которую рисовал юноша-Пикассо, копируя античные слепки. Рука, которая появляется на переднем плане в антивоенной «Гернике». И рука на одном из эскизов стенописи для испанского павильона на Всемирной выставке 1937 года. Тут она сжимает, как выразилась Нина Геташвили, «молоткастый» и «серпастый» инструмент. Оказывается, что и рисунок Пикассо, и скульптура Веры Мухиной, сделанная по композиции Бориса Иофана, восходят к античным «Тираноубийцам». Каковы, однако, кульбиты ученических античных штудий.

фото
Скульптура «Завтрак на траве»
(по Мане, одна из фигур), 1965–1966,
парк Музея современного искусства, Копенгаген.

Пожалуй, и энциклопедическую по охвату и способу подачи материала статью питерского исследователя Ильи Доронченкова следует отнести к первому типу («Пикассо в России в 1910-е в начале 20-х годов. К истории восприятия»). Все же основная авторская задача – собрать по возможности все отклики на творчество Пикассо в обозначенный временной период. Мне кажется, что громада собранного и проанализированного автором материала несколько смикшировала то драматическое ядро, которое скрыто в ее глубине. Российская публика, которой новатор Пикассо явился в начале века непосредственно в собранных Сергеем Щукиным картинах, отреагировала на них необычайно бурно.

Расстановка сил такова. Русские религиозные философы, в первую очередь Николай Бердяев и Сергей Булгаков, ознакомившись с коллекцией Щукина, выдали о Пикассо статьи невероятной энергетической мощи. Автор очень точно охарактеризовал направленность этих текстов, «в которых Пикассо представал выразителем трагедии современного художника, искушаемого силами Зла, а его живопись становилась поводом к размышлениям о катастрофе современной цивилизации».

После первого аспирантского знакомства я сейчас еще раз перечитала статьи обоих авторов – действуют они и теперь, заставляя рассматривать «явление Пикассо» в контексте современных цивилизационных и культурных тупиков. Но на этот «тезис» в статье Ильи Доронченкова имеется и «антитезис» – первая в мире (!) монография о Пикассо русского поэта Ивана Аксенова, написанная в духе тоже уникальной по талантливости и смелости русской лингвистической формальной школы.

книга
Пикассо сегодня/
Отв. ред. М.А. Бусев.
– М.: Прогресс-Традиция,
2016.
– 328 с.

Статьи второго типа. Они не претендуют на всеохватность. Обычно материал распределяется по двум-трем статьям. Так, Михаил Бусев пишет о ранней скульптуре Пикассо («Скульптура в раннем творчестве Пабло Пикассо»), а Ирина Фомичева рассматривает скульптуру в аспекте пространства («Предмет и пространство в скульптуре Пикассо»). К ним примыкает и статья Валентины Крючковой «Динамическая форма в искусстве Пикассо». Гузель Гулямова пишет о керамике Пикассо, а Ирина Перфильева – о его ювелирных произведениях. Валерий Турчин размышляет о портрете у кубистов («Портрет у кубистов. Париж и Москва»), а Александр Якимович сравнивает конкретную работу Веласкеса и Пикассо (Пикассо – «Менины. По Веласкесу).

Вот Михаил Бусев, кстати, редактор и составитель не только этого сборника, но и прекрасного сборника о Дали, о котором я некоторое время назад писала на страницах «НГ-EL», – размышляет о ранней скульптуре Пикассо. Она долгое время была почти неизвестна зрителям, в особенности российским. Между тем автор расценивает вклад Пикассо-скульптора в искусство ХХ века чрезвычайно высоко. Идя поначалу «по следам» «голубого» и «розового» периодов в живописи, скульптура вдруг вырывается вперед в прокладывании новых путей. Автор называет вырезанную из дерева «Маску» (1907), предвосхищающую революционную живопись «Авиньонских девиц». Или «Женскую голову» (1909) – некий скульптурный аналог раннего кубизма. Статья обрывается на ноте поиска в скульптуре чего-то нового, когда мастер пришел к трехмерным композициям из кусков дерева, веревок или опилок, найденных на свалке…

Продолжение разговора о скульптуре находим в статье Ирины Фомичевой, которая, в свою очередь, считает скульптуру Пикассо второй половины ХХ века «генератором авангардных идей». Для того чтобы выразить какие-то невероятные пространственные метаморфозы и слияния жанров в скульптуре Пикассо, автору приходится изобретать новые слова, такие как «скульптоживопись», говорить о превращении скульптуры в графику («Конструкции», 1928–1929), а также использовать ныне очень популярный в актуальном искусстве термин «инсталляция» (по поводу объемно-пространственной композиции «Завтрак на траве» (по Мане), переведенной в бетон Карлом Несьяром и установленной в 60-х годах в парке копенгагенского Музея современного искусства).

Сборник посвящен недавно умершему замечательному искусствоведу Валерию Турчину (1941–2015), и его статья оправдывает ожидания. В ней основная антитеза – сравнение кубистического портрета у Пикассо и Казимира Малевича. Причем автор приходит к парадоксальному выводу – для Пикассо проблема сходства в кубистическом портрете (основная для портретного жанра) сохраняется. Идет постоянная борьба кубизма с этим самым сходством, но «идея» портретного сходства у автора остается. Чего не скажешь о Малевиче, создавшем какой-то особый жанр кубистического портрета. Турчин называет его «идейным портретом», демонстрирующим теософские размышления персонажа с помощью символов и знаков («Англичанин в Москве» и «Авиатор» (оба – 1914). Не знаю, не знаю. Мне-то у Малевича особенно нравятся поздние «ренессансные» портреты, где он вернулся к сходству, отчего портреты не стали менее «космическими».

В статье Тамары Балашовой «Он всегда ощущал, где эта грань…» Пабло Пикассо и живопись ХХ века в эстетической системе Андре Мальро» воскресает полемика Мальро с писателем Роже Кайуа, напечатавшим в 1975 году статью «Пикассо – ликвидатор». Уже в этой давней статье прозвучал убийственный упрек Пикассо в том, что его «погоня за новизной» пагубно отразилась на современной живописи. Должна сказать, что новизна и впрямь превратилась в современном искусстве в некую самоцель. Ищут даже не новое, а, как я это называю, «новенькое». Интересно, что в статье Александра Якимовича «И это все Пикассо» автор предъявляет художнику сходные претензии. Искусствовед намечает типологию авангарда, по сути, два его направления, потому что третье – «иноискусство», как мне кажется, сводится ко второму типу. Первый – жреческий и утопический. А второй – радикально разрушительный. Причем Пикассо принадлежит как первому, так и второму. Он и созидатель, но и принципиальный разрушитель, имитатор, которому все равно, что имитировать. То есть, в сущности, и тут имитация становится «погоней за новизной». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
519
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2243
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости