Эльмара Фаустова.
Ветви памяти. – М.: Содружество, 2015. – 164 с. |
Небольшую книгу Эльмары Фаустовой трудно отнести к какому-нибудь одному четкому жанру. Это скорее мозаика, где автор – то мемуарист, то журналист, то художник. Точнее всего о ней сказано самим автором в коротком предисловии: соединение творческой отдачи и вдумчивого созерцания.
Путешествуя по городам и весям своей страны, а также по странам и континентам зарубежным, Эльмара Фаустова повествует об увиденном действительно как созерцатель, но созерцатель активный, неравнодушный, с определенной нравственной позицией.
Вот она в Чите, в разрушающейся церкви, куда приходили закованные в цепи декабристы, переживает трагедию тех дней и еще болезненнее – трагедию варварства, осквернившего храм в безбожное советское время.
В Темлаге – Темниковском лагере в Мордовии, куда был сослан ее отец, слушает страшные детские воспоминания тех, кто был очевидцем страданий «сидельцев», и ощущает «запах смерти и страха».
В Алма-Ате – 12-летняя школьница, растерянная и подавленная всеобщей скорбью в день смерти Сталина. Ведь до сих пор мама говорила, что «папы у нас больше нет, но есть Сталин». И дальнейшее переосмысление этого события, и взросление, и нарастание протеста против идеологической диктатуры и косности социалистического бытия. Ей жаль девочку, которая горько плачет, потому что ее исключили из пионеров за случайную ошибку в изложении, что якобы бросало тень на вождя всех народов. И пленных японцев тоже как-то жаль, хоть и враги, но ведь побежденные, и люди все же, и надо поделиться хлебом…
На этом фоне вызывает улыбку «Антисоветский эксперимент» (название эссе) в казахстанской глубинке. Председатель колхоза, понимая, что план по сдаче зерна не выполнить никак, потому что засуха, нищета и нежелание колхозников работать на государство, раздает землю крестьянам. Просто отдает им колхозную землю – работайте, сейте, собирайте урожай. Каждому по количеству членов семьи. Отдадите государству, сколько надо по плану, остальное – себе. И люди стали работать на совесть, выдержали засуху, сдали зерно. И оказалось, что этот колхоз – единственный, выполнивший план в тот год. Единственный в области! Набежали комиссии из райкомов и обкомов, пресса – отметить, наградить! Тут и выяснилось, что методы-то у председателя антисоветские! Государственную землю – в частную собственность! Председателя, естественно, сняли, дали нового, но крестьяне стояли насмерть за хорошего хозяина колхоза, и – вот странности советского времени! – председателя вернули.
Читая раздел «Встречи со знаменитостями», просто хочется по-хорошему позавидовать автору. Столько лиц и имен – Рихтер, Ростропович, Белла Ахмадулина, князь Лобанов-Ростовский, семья Чуковских… И даже пятилетний мальчик, похожий на Маленького принца, случайно попавший в аспирантское общежитие МГУ, оказывается будущим премьером Сергеем Кириенко, которого народ прозвал «киндер-сюрпризом».
Особняком – об Александре Солженицыне. С ним у автора связано многое. Они единомышленники, и в чем-то их судьбы созвучны. Автор видит в Александре Исаевиче страдальца и пророка и явно дорожит этими воспоминаниями. Образ незаурядного человека обрисован довольно ярко.
И портрет Солженицына, сделанный Эльмарой Фаустовой во время одной из встреч, воспринимается как достоверный и точный образ и запоминается надолго.
Путешествия – целый калейдоскоп стран. Япония, Шотландия, Черногория, Аляска, Иерусалим. Впечатления яркие, разноцветные, оживающие, когда автор рассказывает о людях и событиях. «Я – странник, – говорит о себе автор, – топающий по земным дорогам и тропинкам… в поисках удивительностей».
Человек неуемной энергии и интереса к жизни, Эльмара Фаустова приобщает читателя к активному созерцанию и заставляет сочувствовать, удивляться и сопереживать.
В конце книги автор – кандидат философских наук – говорит о различиях логического и образного мышления. Говорит убедительно, но уместнее было бы назвать этот небольшой раздел научно-популярной статьей, хотя содержание раздела и соотносится с интеллектуальной дуэлью двух ученых, один из которых Лев Гумилев.
В финале книги – поэтическая глава. С помощью свободного стиха автор выражает свои философские размышления, к которым рано или поздно приходит каждый из нас, – кто мы, куда мы идем и что там, за гранью… Это тоже в каком-то роде эссе. Автор заключает: «После меня останутся слова…/ Скованные в железные цепи логики,/ Сплетенные в косички трепещущих чувств…/ Свернутые в строки спирали полетов, плаваний./ И все скрепленные серебряными звеньями цепочки/ Жажды жизни, любви, творчества и самоотдачи».
Можно согласиться с автором и пожелать ей еще множество плаваний и полетов, запечатленных в яркие образы, собранных в новые книги.