0
3754
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.12.2016 00:01:00

Беляев, отец человека-амфибии

Андрей Кротков

Об авторе: Андрей Владимирович Кротков – литератор.

Тэги: александр беляев, фантастика, человекамфибия, царское село, великая отечественная война, октябрьская революция, гражданская война, болезнь, инвалидность, циолковский


александр беляев, фантастика, «человек-амфибия», царское село, великая отечественная война, октябрьская революция, гражданская война, болезнь, инвалидность, циолковский В произведениях Беляева гораздо больше любви, чем было в его жизни. Кадр из фильма «Человек-амфибия». 1961

Советский фильм «Человек-амфибия», премьера которого состоялась 2 января 1962 года (стало быть, через две недели с небольшим ему исполнится 55 лет), имел оглушительный успех у зрителей – его посмотрели 65 млн человек. И, как бывает почти всегда, успех фильма вызвал интерес к его литературной первооснове – одноименному роману Александра Беляева.

Знакомый журналист рассказал мне, как он, в ту пору совсем еще молодой человек, получил редакционное задание – встретиться с писателем и взять у него интервью. Приложив немногие усилия, он оценил могильный юмор ситуации. Александра Беляева уже 20 лет не было в живых, но ни главный редактор, ни ведущие сотрудники столичной газеты, ни молодой репортер-интервьюер про то не знали.

В 1940–1950-х годах имя Александра Беляева пребывало в полутени. Тем не менее книги его издавались: во второй половине 1950-х вышли сперва двухтомник и трехтомник избранных сочинений, позже – множество сборников и отдельных изданий. На фоне вспыхнувшего тогда массового интереса к научной фантастике это объяснимо. Но о самом писателе почти не говорили.

Лишь с появлением фильма «Человек-амфибия» Александра Беляева настигла посмертная – и сравнительно недолгая – слава. Издательство «Молодая гвардия» в 1963–1964 годах выпустило 8-томное собрание его сочинений, к которому были приложены биографический очерк и фотоиллюстрации из семейного архива. Писателя называли пионером и основоположником советской научной фантастики, расточали ему похвалы, одобрительно отзывались о верном идейном направлении его творчества. Однако жизненный путь Беляева в биографическом очерке был изложен с умолчаниями. Для умолчаний в то время имелись веские причины.

Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника. Происхождение из духовного сословия долгое время оставалось в СССР черным пятном на биографии, в некотором отношении было даже хуже дворянского происхождения. Считалось, что дворяне могут перековаться, а попы, попадьи, поповичи и поповны – никогда. Беляев не был революционером с дооктябрьским стажем, не состоял в большевистской партии и не сделал советскую чиновную карьеру.

А самый главный компромат на Беляева заключался в том, что он умер 6 января 1942 года на оккупированной гитлеровцами территории, в Царском Селе под Ленинградом, и что его вдова и дочь были через месяц после смерти писателя депортированы оккупантами в Германию. Там они сумели выжить в трудовом лагере и возвратились в отечество, которое не преминуло наградить их за патриотизм 11-летней ссылкой в Сибирь.

Ходила сплетня, что Беляев якобы сотрудничал с оккупационными властями. Совершенно непонятно, как человек, не раз открыто высказывавший враждебность к нацизму, да еще прикованный к постели инвалид, мог сотрудничать с этими властями. Два офицера германской службы СД действительно заявились на квартиру Беляева, поскольку в их обязанности входили выявление, арест и уничтожение советских интеллектуалов, в первую голову медиков, ученых-гуманитариев, литераторов и школьных учителей. Но даже эти профессиональные убийцы, увидев лежащего на одре и умирающего от голода глубокого старика (Беляеву было 57 лет), не решились его тронуть.

Недолгая жизнь Александра Беляева была далека от идиллической. В детстве и юности он пережил два тяжелых потрясения – смерть сестры, скончавшейся от неизлечимого заболевания, и гибель брата, утонувшего во время лодочной прогулки.

По настоянию родителей Беляев окончил в 1901 году духовную семинарию, но по окончании отказался от духовной карьеры, и это стоило ему серьезного конфликта с отцом. По собственному выбору он поступил в известное в то время в России учебное заведение – Демидовский юридический лицей, окончил его в 1906 году и стал профессиональным адвокатом. На этом поприще неплохо зарабатывал, обзавелся хорошей квартирой в Смоленске, женился, не раз ездил за границу. Но, как вскоре выяснилось, карьера благополучного юриста тоже была ему не по душе. В 1914 году Беляев оставил адвокатскую практику и занялся тем, что в наши дни называют частным предпринимательством в сфере театрального дела и шоу-бизнеса – ибо с юных лет был завзятым театралом и актером-любителем. Одновременно он начал публиковать в местной прессе статьи и заметки соответствующей тематики.

Годы революции и Гражданской войны тяжко прошлись по жизни Беляева. Он не только остался без средств к существованию, но и заболел туберкулезом со множеством осложнений, некоторое время был полупарализован и три года пролежал в гипсовом корсете. От последствий этого недуга, несмотря на временные облегчения, он не избавился до конца дней. Пришлось пережить и предательство: от Беляева ушла жена, заявив, что муж-инвалид ей не нужен. Но, как говорится, нет худа без добра. Вскоре после расставания с супругой писатель познакомился с медсестрой Маргаритой Магнушевской, которая стала его второй женой и, без преувеличения, ангелом-хранителем.

Полноценная литературная деятельность Беляева началась в 1921 году и продолжалась 20 лет. Почти все его фантастические сочинения были напечатаны в журналах «Всемирный следопыт», «Вокруг света» и «Знание – сила».

Как и все писатели той эпохи, Беляев работал в атмосфере идеологического давления, которое последовательно усиливалось и к концу 1930-х годов превратилось в открытый духовный террор. Но в относительно вегетарианские 1920-е годы Беляев много печатался, был популярен, его книги хорошо раскупались, критика относилась к нему сравнительно благожелательно, выволочки устраивала редко, обходились они без последствий. Контрреволюцию писатель не проповедовал, всегда был человеком лояльным, ибо понимал, что в одиночку против государственного рожна не попрешь. Однако научная фантастика была на подозрении у тогдашнего литературного начальства. Ее считали ненужным литературным направлением, поскольку партийные вожди, мол, и без фантастов легко провидели все вехи и детали светлого коммунистического будущего. Относительное одобрение получала только технологическая фантастика «ближнего прицела», воспевавшая грядущие чудеса технического прогресса – сверхскоростные самолеты, радиоуправляемые трактора, электрифицированные свинофермы и автоматизированные заводы. Беляев, человек в литературе одинокий, не имевший властных покровителей, вынужденно уступал этому жесткому прессингу.

Большинство самых известных книг Беляева – «Остров Погибших Кораблей», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды», «Продавец воздуха», «Вечный хлеб» – написаны в 1920-х годах. В 1930-х годах появились «Прыжок в ничто», «Воздушный корабль», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», «Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ». Последняя книга – роман «Ариэль» – вышла в 1941 году.

Человек Александр Беляев заслуживает уважения и почтения. Он был хорошо образован и воспитан, основательно начитан, порядочен, терпим, доброжелателен и открыт. Не участвовал в погромных и проработочных литературных кампаниях. Не подписал ни одного из коллективных писем советских писателей с требованиями расстрелять без суда и следствия очередную группу «врагов народа». Много сил и времени отдавал работе с начинающими авторами. Руководил детскими и подростковыми театральными кружками и студиями – на общественных началах, не получая ни копейки. Нельзя не склонить голову перед его неустанным писательским трудом и трагедией мученической смерти в окружении врагов.

Но увы – справедливость требует признать, что настоящего писательского дарования Беляев не имел, оригинальным талантом не обладал. То была не вина его, а беда. Литературную деятельность Беляев начал фактически самоучкой, с места в карьер, на одном лишь просветительско-популяризаторском энтузиазме. Имевшийся опыт газетной работы ему не помог – напротив, подвел. Обретенная на газетной ниве известная бойкость пера и основанная на ней уверенность в собственных силах со временем не обратились в профессиональную отточенность и умение беллетриста. Литературная техника Беляева осталась на уровне невзыскательной репортерской скорописи. Свойственная писателю живая любознательность в отношении новейших научных идей и технического прогресса оказалась недостаточной для создания художественно состоятельных произведений в жанре научной фантастики.

Роман Беляева «Прыжок в ничто» предварен предисловием Циолковского. Престарелый калужский гимназический учитель не был проницательным ценителем художественной литературы. Написанное им предисловие к роману о межпланетном путешествии должно было польстить автору – как мнение специалиста. Однако в отзыве Циолковского звучит нескрываемое пренебрежение: «Конечно, возможно лучшее…»

Грань, за которой начинается литературный профессионализм, – переход от умения излагать и рассказывать к умению показывать и изображать, – Беляев преодолеть не смог. Его книги сюжетно примитивны, язык и стиль невыразительны и бедны, характеры персонажей безжизненны и схематичны. Основной сюжетный конфликт беляевских романов заграничной тематики – противопоставление злых богачей-капиталистов, погрязших в коварных умыслах и происках, и добрых бедняков-пролетариев, эти умыслы и происки разоблачающих. Романы на советские сюжеты («Воздушный корабль», «Чудесное око», «Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ») не выдерживают вовсе никакой критики. Они тусклы, трафаретны, подчинены задачам научной популяризации, полны неискусных фабульных ходов и тщетных попыток придать повествованию занимательность. Читать их неловко – отчаянные попытки автора вдохнуть жизнь в мертворожденный материал вызывают сочувствие и жалость, но никак не интерес.

Совсем не удались Беляеву его любимые персонажи – люди науки. Западные ученые у него – угрюмые маньяки, запершиеся в лабораториях и занятые либо изобретением чудовищных средств уничтожения и порабощения (Бэйли в «Продавце воздуха», Штирнер во «Властелине мира»), либо жестокими и безнравственными опытами над человеческой природой (Керн в «Голове профессора Доуэля», Сальватор в «Человеке-амфибии», Хайд в «Ариэле»), либо поисками источников всеобщей сытости (Бройер в «Вечном хлебе»). Советские ученые по Беляеву – тоже маньяки, но другие. Своей научной специальности они преданны фанатично, при этом анекдотически рассеянны, непрактичны, утомительно болтливы – этакие недотепы в бархатных академических шапочках, знающие все о тайнах природы, но не умеющие заваривать чай и по двадцать раз на дню теряющие очки. Впоследствии обыкновение изображать ученых именно такими – безобидными гениями, смешными чудаками, безвольными интеллигентами, нуждающимися для их же пользы в твердом партийном руководстве, – надолго станет расхожим приемом скверной советской фантастики.

В 1990-е годы, когда после падения цензуры на книжные прилавки России хлынул мощный поток хорошей и плохой, отечественной и переводной, научной, полунаучной и ненаучной фантастики, имя Беляева не забылось, но его творчество окончательно отступило в тень. Вряд ли его книги вернутся к читателям – их время прошло, а другое время их не пощадило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
559
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2283
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1132

Другие новости