Галина Полтавская, Наталия Пашкина. Звезды далекой свет немеркнущий… Валентина Токарская
– М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. – 416 с. |
Взглянув на обложку, знакомая удивилась:
– Малоизвестная артистка, и такая толстая книга.
На столь поверхностное замечание есть два возражения. Во-первых, как сказал Евтушенко, людей неинтересных в мире нет. Во-вторых, Токарская прожила такую насыщенную приключениями жизнь, о которой можно писать тома. У нее сложилась полнокровная жизнь и в быту, и в искусстве. Правда, общепринятое понятие «быт» к Валентине Георгиевне мало применимо. Ее жизненные перипетии были окрашены налетом романтизма, в первую очередь любовного. Авторы скрупулезно представляют читателям субъектов ее сердечных привязанностей. Среди них, по большей части, люди искусства. Артист Всеволод Аксенов, кинорежиссер Михаил Калатозов, драматург Алексей Каплер и т.д. Подробный рассказ о каждом из них удался благодаря тому, что Токарская берегла полученные ею письма. А эпистолярный жанр в «докомпьютерную» эпоху был весьма распространен. Поэтому письма являются не только свидетелями эпохи, они еще и произведения искусства. Щедро цитируемые авторами, они многое рассказывают о героине книги.
Свое предисловие художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт заканчивает словами: «Эта книга – не попытка уважительно прокомментировать ушедшее, а нежно-скрупулезное любовное документальное эссе». Между этими характеристиками нет большого противоречия, одно не исключает другого. Полтавской и Пашкиной удалось это продемонстрировать.
Валентина Токарская. В Баку. Иллюстрация из книги |
Жизнь не баловала Токарскую. «Маятник ее жизни раскачивался с амплитудой, которая, кажется, превышала все границы возможного, – с несколько восточной цветистостью пишут авторы. – А стрелка этого маятника настолько часто меняла свое направление с плюса на минус и обратно, что невозможно понять, как вообще она могла все это выдержать».
Артистке пришлось более чем изрядно поколесить по городам и весям. Не обошлось и без ГУЛАГа. Поскольку во время войны она попала в немецкий плен, на родине ее в ноябре 1945-го без суда приговорили к заключению – дали четыре года. Сначала был лагерь на Печоре, затем перевод в Воркуту, точнее, в Музыкально-драматический театр комбината «Воркутауголь» МВД СССР. Там она после длительного перерыва снова вышла на сцену.
В этой главе авторы знакомят читателей со многими наидостойнейшими людьми вроде режиссера театра Бориса Мордвинова или художника Петра Бенделя (чей цветной портрет Токарской помещен на обложке). Валентине Георгиевне приходилось играть в разных труппах, работать в театрах разного калибра. Однако родным домом для нее стал и навсегда остался московский Театр сатиры. Сюда она возвращалась после «хождения по мукам», и театр неизменно протягивал ей руку помощи.
Книга эта создавалась тоже при помощи Театра сатиры, здесь же проходила ее презентация. Худрук Александр Ширвиндт и директор Мамед Агаев, актриса Вера Васильева и ее однофамилец Юрий, другие артисты своими оригинальными выступлениями сделали из презентации настоящий спектакль. Такой не грех показать бы и зрителям, это было бы данью памяти замечательной артистке.