Рюрикович в ХХI веке. Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. Статьи, интервью, письма, рецензии.
– М., 2017. – 660 с. |
В эту книгу вошли интервью, статьи, стенограммы выступлений Никиты Лобанова-Ростовского. Собрала их в один том Наталья Алпатова. О жизни Лобанова-Ростовского можно снять не один телесериал. Он погибал в концлагере и в аргентинских пустынях, он встречался в Афганистане с Усамой бен Ладеном, а в Москве с Юрием Андроповым, он умирал от голода на улицах Софии и стал одним из самых известных собирателей произведений искусства. Потомок знаменитой княжеской фамилии, прямой наследник Рюриковичей, он отказался от титула, потому что это могло помешать работе. Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, финансист, банкир, геолог, организатор выставок, человек, спасший целый пласт отечественного наследия, он в детстве год провел в болгарской тюрьме. Его отец, князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, был арестован при попытке бежать в Грецию. После победы над Гитлером, к великому сожалению, во многих странах, ставших вскоре единым соцлагерем, началась охота за русскими эмигрантами. Причем вовсе не потому, что они сотрудничали с нацистами. Просто сам факт происхождения и пребывания в эмиграции был основой для репрессий.
Отца, правда, выпустили, а потом он просто пропал на улице. И через много лет, уже после наступления новых времен, Никита Дмитриевич узнал, что отец был расстрелян. Подобно герою Сергея Бодрова в фильме «Восток–Запад», Лобанов-Ростовский хотел бежать из коммунистического рая, переплыв море. Он даже стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако до этого не дошло. Выручил дядя, один из ближайших сподвижников генерала де Голля Николай Васильевич Вырубов, и будущий классик Ромен Гари, занимавший должность заместителя посла Франции в Болгарии. Они надавили на болгарское руководство и вынудили их отпустить будущего коллекционера и его мать во Францию. Дальше были Оксфорд, работа в геологических партиях среди скал Аргентины, в снегах Аляски и под солнцем Южной Африки. Фантастическая карьера банкира, пост вице-президента Международного банка финансов и ресурсов. Затем – участие в переговорах с руководством СССР по вопросам займов.
Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова и князь Никита Лобанов-Ростовский. Иллюстрация из книги |
Однако всего этого недостаточно, чтобы с полным правом войти в историю русской культуры. А именно так и произошло, потому что более пятидесяти лет Лобанов-Ростовский занят собиранием произведений русского авангарда и сценографии. Художников, десятилетиями отлученных от Родины. Александра Бенуа, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Константина Коровина, Льва Бакста… Список можно продолжать очень долго. Побывав еще в 1954 году на Дягилевской выставке в Лондоне, он был очарован дивными декорациями, созданными участниками «Мира искусства» и другими мастерами к спектаклям маэстро. В 1958-м начало собиранию было положено. За 2 долл. князь купил эскизы Ларионова и Гончаровой, затем, уже за 25, – эскизы костюмов Сергея Судейкина к легендарному балету «Петрушка».
Дальше все шло по нарастающей и превратилось в серьезную коллекцию, которая ныне находится в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства и включает в себя произведения Мстислава Добужинского, Казимира Малевича, Константина Сомова… Перечислять можно долго. А также вспомнить, как одним из главных культурных символов обновления советского общества стала в 1988-м выставка произведений из собрания Нины и Никиты Лобановых-Ростовских в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Очередь каждый день только увеличивалась, слишком много желающих было прикоснуться к чуду ранее запрещенного русского искусства. К слову, Никита Дмитриевич подарил этому музею большую коллекцию графики, в том числе и произведения легендарной Экстер.