0
3422
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.08.2017 00:01:00

Всё мысль да мысль!

Тэги: театр, театральное училища им. щепкина, валентин плучек, давид самойлов, театр сатиры, евгений боратынский, павел вяземский, женовач, детский мир, лубянка


театр, театральное училища им. щепкина, валентин плучек, давид самойлов, театр сатиры, евгений боратынский, павел вяземский, женовач, «детский мир», лубянка Герои Виктора Розова находятся в диалоге с Боратынским, Вяземским, Давидом Самойловым... Сцена из спектакля Театра сатиры «Гнездо глухаря». 1980. Фото РИА Новости

Ну, надо, конечно, объясниться и сказать, что книга, вернее, даже двух-, а теперь, получается, и трехтомник, задуманный к недавнему 70-летию Бориса Николаевича Любимова, известного театрального критика и уже много лет заведующего кафедрой истории русского театра и ректора Театрального училища имени Щепкина, естественно, начали готовить задолго до моего нынешнего прихода в ГИТИС, и потому мои заметки о первом томе – заметки «непричастного». Хотя отчасти, конечно, причастного, поскольку, читая статьи Любимова, вошедшие в первый том, не раз ловишь себя на невольном сравнении написанного «тогда» Любимовым с нынешними – уже не впечатлениями, а воспоминаниями о старых спектаклях, о событиях театральной жизни 80-х и более поздних годов.

«Всё мысль да мысль!» Это из Боратынского, которого Любимов, судя по обнаруженным в книге цитатам, ценит высоко, а значит, знает и потому мгновенно опознает строчку и вспомнит, чем завершается четверостишие – «И правда без покрова». Правда без покрова – слова, чрезвычайно подходящие к тому, что и, главное, как пишет Любимов. Пишет очень точно – через любимые ссылки на даты, числители и знаменатели, но в отличие от знаменитого советского футбольного статистика Константина Есенина Любимов знание «сколько» использует лишь для того, чтобы подчеркнуть такой очевидный в его изложении переход количества в качество. В театре, в искусстве, оказывается, этот закон диалектики очень даже работает.

28-13-12.jpg
Борис Любимов. Век нынешний – минувшие века: Избранное. В 2 тт./ Сост., ред. Е.Е. Сизенко. – Т.1.
– М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016. – 446 с.

Читая статьи Бориса Николаевича Любимова, невольно ловишь себя на том, что, читая, испытываешь гордость и даже счастье за профессию, которая в последние годы теряет не только место под солнцем и вообще какое-либо место в нашей культурной или даже околокультурной жизни, но и смысл. Кому это нужно? Всё это? «Всё это»  никому не нужно. А написанное Любимовым ко «всему этому» не относится никак, потому что это, собственно, и есть театральная критика, в которой смысл есть и он не рассеялся с годами, не усох, не утрясся. Ты читаешь самую первую статью – о «Гнезде глухаря» в Театре сатиры (1980), спектакле Валентина Плучека, и в каждой строчке – вопросы, мысли, которые волнуют критика и мысли его передаются читателю, и возникает многокрасочная картина жизни не только Театра сатиры, но и взаимоотношений театра и драматурга, Розова и московских театров, Плучека и его труппы, ансамбля, взаимоотношений драматургии и жизни... Статья, написанная в 80-м, за два года до смерти Брежнева и за пять – до прихода в советский лексикон ускорения, демократизации и гласности, совершенно свободна от необходимости переписывать или редактировать ее для юбилейного «Избранного», это размышления свободного человека, который к тому же не мыслит театр как нечто существующее или вольно парящее в безвоздушном пространстве, его отношение к театру совершенно противоположное, для Любимова и театр в самом широком смысле, и театр как отдельно взятый спектакль Театра сатиры, это часть большой культуры, длинного течения жизни и длинного течения культуры, где розовские герои могут (и должны) находиться в диалоге со строчками не только Леонида Мартынова или Давида Самойлова (каждая главка статьи заканчивается стихотворным «итогом», «постскриптумом»), но также Павла Вяземского, и Евгения Боратынского. Другое дело, Любимов знает, что и для Плучека эти имена – не пустой звук. Размышляя над взаимоотношениями Судакова с женой, выстраивая ансамбль с участием Папанова и куда менее знаменитых Анатолия Гузенко и Георгия Мартиросяна, он мог обращаться и к этим строчкам и именам.

Эта книга – портрет не только театральной действительности на сцене, но и временами страшноватого театрального быта второй половины 80-х и, повторяю, более близких нам лет, хотя, не закрывая глаза на эту театральную правду и правду жизни (а театр без жизни – никак и никуда, потому что жизнь каждый вечер приходит в театр и заполняет его зал, поэтому, говоря о Малом начала 90-х, невозможно не сказать о толкучке, барахолке, которая плотно обступила театр и протянулась дальше и выше – к «Детскому миру» и Лубянке), Любимов все-таки предпочитает писать и говорить о том, что вызывает его осторожный оптимизм и зрительский энтузиазм, – пишет о «Без вины виноватых», о Петрушевской в «Ленкоме», каждый раз возвращая отдельно взятый текст в такой важный театральный и общественный контекст. В этом случае только театр остается театром или только и становится театром. Не иначе. Говорит о Малом театре или о Студии театрального искусства Сергея Женовача, имея возможность видеть жизнь и рассматривать судьбы этих театров и их лидеров изнутри, но не теряя ни здравого ума, ни твердой памяти (очень важные категории для Любимова-критика, к слову, категории, сегодня относимые к разряду исчезающих в театральной критике), пишущий и судящий о работе этих театров свободно, нигде и ни разу не превращаясь в клакера, «сыра», одновременно оставаясь болельщиком этих «команд» (театр – командный вид искусства). Эту разницу чувствующий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1271
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости