0
5408
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.08.2017 00:01:00

Что прятал Гоголь

Тэги: гоголь, мертвые души, тарас бульба, москва, санктпетербург, италия, франция, средиземноморье, филология, история, биография, ватикан, рим, василий жуковский, пушкин, христианство


гоголь, «мертвые души», «тарас бульба», москва, санкт-петербург, италия, франция, средиземноморье, филология, история, биография, ватикан, рим, василий жуковский, пушкин, христианство Правдив ли тот имидж верховенства писателя над поэтом? Федор Моллер. Портрет Н.В. Гоголя. Начало 1840-х. Ивановский областной художественный музей

«Новая книга о Гоголе в Риме» привлечет внимание всех тех, кто интересуется золотым веком русской литературы и вообще отечественной культурой первой половины XIX века. Татьяна Мусатова работала над ней в Риме, привлекая неизученные архивы Италии и Ватикана, перед этим основательно покопавшись в российских хранилищах – Архиве внешней политики Российской империи в Москве и Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Сейчас вышел первый том , посвященный жизни и деятельности Гоголя в Риме в 1837–1843 годах. Второй том, повествующий о периоде его разъездов между Римом и другими краями Европы в 1844–1848 годах и о тех мыслях и переживаниях, которые обуревали при этом писателя, ожидается осенью этого года.

Татьяна Мусатова – кандидат исторических наук и далеко не новичок в сфере гоголеведения. Она – постоянный участник ежегодных Гоголевских чтений в Москве, один из авторов итоговых сборников этого форума. Она также известна как высококвалифицированный историк-международник, специалист по Франции, Италии и странам Средиземноморья, особенно по российскому культурному присутствию в этом регионе. Ряд материалов настоящего тома публиковался в составе сборников и периодических изданий на русском языке в Риме, Флоренции, Салерно, Франкфурте-на-Майне, Торонто и пр.

29-15-12.jpg
Татьяна Мусатова. Новая книга о Гоголе в Риме. В 2 томах. Том 1. В Риме (1837–1843)
– М.: Пробел-2000, 2017. – 425 с.

О том, что на берегах Тибра Гоголь пережил завершающий после петербургского этап своего литературно-художественного творчества, подарив читателю первый том поэмы «Мертвые души», «Шинель», вторую редакцию «Портрета», «Тараса Бульбы» и прочее, написано немало. Но Татьяна Мусатова не филолог, а историк. Как и всякого служителя науки, ее, помимо прочего, волнует истинность. А это то, что чрезвычайно важно для проникновения в сердцевину гоголианы: неразрывная связь гоголевского писательства с эпохой и событиями в Западной Европе и России; итоги пережитой им за рубежом эволюции, его искания в сфере эстетики, западного и восточного христианства; поиск новой формы творчества и создание «Выбранных мест из переписки с друзьями» и «Размышлений о Божественной Литургии». Мусатову ведут за собой архивные находки, позволяющие пролить свет на истинный ход событий и их смыслы. Она использует в своей работе такие методы исследования, которые не всегда свойственны филологам. Это обобщение данных из документов и источников другого плана, акцент на биографические материалы, компаративный анализ при одинаковом внимании как к крупным мазкам, так и к мелким деталям исторической панорамы. Таким образом автор умудряется раскрывать подоплеку происходящего и вытащить на свет то, что очень скрытный Гоголь так мастерски прятал от посторонних глаз.

Что же кардинально нового в книге? Это обоснование возросшего консерватизма во взглядах «заграничного» Гоголя как результата его вхождения в отечественные дипломатические и придворные круги за рубежом. Подобная черта была в меньшей мере свойственна молодому Гоголю петербургского периода, когда он больше казался аполитичным художником-романтиком и воспринимался не столько сатириком, сколько сатириком-комиком. Это более подробный рассказ об изучении Гоголем западного христианства и роли Ватикана в общественно-политической жизни Италии и Европы. Вывод, который сделан Мусатовой, не сильно отличается от общих положений, характерных для гоголевской литературы, но теперь изложение этого аспекта приобрело более развернутый и, кажется, документированный характер. Это также более полное освещение образа Гоголя как эстета, одного из наиболее ярких, самобытных представителей русского романтизма, а также критика романтизма западного. По всей видимости, Татьяна Мусатова впервые в российских исследованиях сделала попытку дать истинную трактовку такой темы, как «прогулки по Риму» Гоголя и Василия Жуковского. Тогда поэт впервые выступил в роли художественного агента русского императора Николая I и закупщика произведений для Эрмитажа. Автор проследила, как все это происходило и какое влияние оказало на Гоголя, сопровождавшего друга-поэта при посещении мастерских русских и иностранных художников, определила соотношение их эстетических познаний и взглядов, установила, правдив ли тот имидж верховенства писателя над поэтом, который пришел к нам из западной литературы.

Интересна также тема введения в гоголеведение темы «литературных спутников» Гоголя в среде просвещенной отечественной знати, связавшей свою судьбу с Римом. Имеются в виду прежде всего княгиня Зинаида Волконская и ее гражданский муж Миниато Риччи – первый переводчик Пушкина на итальянский язык. В 1820-х годах он проживал в Москве, тогда как его более поздняя встреча с Гоголем в Риме в нашей литературе до сих пор не рассматривалась. Восполнить этот пробел помогли находки Мусатовой в архиве семьи маркизов Риччи в Тоскане. Мусатова – первый за почти 200 лет исследователь, получивший доступ к бумагам Риччи.

Книга интересна своим оформлением. Среди иллюстраций – неизвестные до сих пор картины из коллекций потомков Риччи, графика из старинных русских изданий, предоставленных библиотекой Восточного папского института и папского колледжа «Руссикум» в Риме. А обложку украшает впервые публикуемый рисунок «Летящий Гоголь», выполненный специально для издания официальным художником Ватикана Натальей Царьковой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1186
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
2187
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1835
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1512

Другие новости