Михаил Кубанин. Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны. Нестор Махно. Махновщина и ее вчерашние союзники-большевики. Ответ на книгу М. Кубанина «Махновщина». – М.: Центрполиграф, 2017. – 400 с.
|
Сейчас все пишут о Великой революции. И все печатают. Кто-то ругает взахлеб, кто-то – тоже взахлеб – хвалит. Событие и впрямь великое. Выбрать какую-либо сторону трудно. Народ поддержал красных. Почему – бог его знает. Может быть, потому, что белые не чувствовали себя властью, не ощущали государством. Может, еще почему. В конце концов Гражданскую в принципе нельзя выиграть. В США до сих пор переживают последствия Гражданской войны. И мы до сих пор переживаем. Леонид Млечин – хороший журналист, старательный публицист. Главный недостаток его книжки – он пытается писать интересно. И у него получается. А про Великую революцию лучше не писать интересно. Мне вот, например, аналитики хочется. Понять и разобраться. А Млечин, как в телевизоре, старается увлечь. Увлекает, не спорю. Но зачем нам анекдоты, пусть даже и исторические? «Во время Гражданской войны евреи пережили страшную трагедию. Погромы прокатились по Украине, где хозяйничали такие атаманы, как Нестор Махно и Николай Григорьев. 25 мая 1926 года в Париже был убит один из руководителей Украины Симон Петлюра – запоздалая месть за разбойное поведение его армии, за еврейские погромы. Стрелял в него другой эмигрант – Самуил Шварцбард. Пятнадцать его родственников погибли от рук петлюровцев. Французский политик и писатель Бернар Лекаш поехал на Украину и вернулся с чудовищными данными об уничтожении евреев. Он подсчитал, что на Украине было 1269 еврейских погромов, в ходе которых убили 300 тысяч человек. Суд присяжных оправдал Шварцбарда».
А перед тем как совершить убийство, Шварцбард приходил к Махно, и тот его отговаривал от преступления. В переиздании книжки Михаила Кубанина «Махновщина» наиболее важной мне представляется часть, где напечатан ответ Нестора Махно. Прежде всего потому, что он хорошо пишет. А во-вторых, из его «оправданий» и опровержений все ясно. «Не знаем мы, махновцы, и таких случаев, чтобы один из преданнейших движению, один из лучших моих помощников в руководстве им – Семен Каретник напивался допьяна и специально по пьянке садился за первый попавшийся пулемет, когда части стоят на отдыхе, и палил из него по месту расположения или по деревне».
Леонид Млечин. Стальной оратор, дремлющий в кобуре.
– М.: Центрполиграф, 2017. – 352 с |
Похоже, все-таки было.
Что не отменяет того, что Махно – герой. Не погромщик, а анархист. Не преступник, а революционер. И (на мой взгляд) прекрасный книжный журналист.
Добавлю от себя только одно. Махно умер в эмиграции, так сказать, «своей смертью», а Михаил Кубанин был репрессирован большевиками.
А что вы хотели?