0
4074
Газета Non-fiction Интернет-версия

28.06.2018 00:01:00

От «Сатирикона» до Голливуда

«Человек порядка», умные дураки и кривое зеркало монархии

Александр Сенкевич

Об авторе: Александр Николаевич Сенкевич – индолог, поэт, перводчик, писатель.

Тэги: николай ремизов, художник, сатирикон, россия, сша, монархия, революция, эмиграция, париж, сатира, карикатура, саша черный


22-14-11.jpg
Лариса Вульфина. Неизвестный Ре-Ми:
Художник Николай Ремизов. Жизнь,
творчество, судьба.
– М.: Кучково поле, 2017. – 304 с

Есть ли какая-то польза от умных людей или, кроме неприятностей, обществу от них нечего ждать? В решении этой вечной дилеммы достигнуть консенсуса просто невозможно. Тут тот случай, когда третьего не дано. Известно, что когда-то в давние времена того, кто был умнее вождя, соплеменники дружно съедали. Это при том, что здравый смысл подсказывал не поступать подобным образом. Ведь казалось бы, чем больше в племени умных людей, тем проще ему выжить в окружении врагов и суровой природы. Однако эти резоны, по-видимому, не принимались в расчет. С тех доисторических пор большинство людей привыкли думать: кто не высовывается – тот действительно умный, а кто спорит с вождем – тот законченный дурак.

Рассуждение об умных людях, которых в России часто называют умниками, имеет непосредственное отношение к книге Ларисы Вульфиной о Николае Владимировиче Ремизове (1887–1975), русском живописце и графике, а также театральном художнике, получившем до революции широкую известность благодаря карикатурам в сатирических журналах «Стрекоза», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Ремизов, подписывающий свои произведения псевдонимом Ре-Ми, был одним из талантливейших и умнейших российских художников, большую часть своей творческой жизни проведший за пределами родины. Оказавшись в Новом Свете, он затерялся на просторах бурно развивающейся в XX веке американской культуры, хотя, вне всякого сомнения, сыграл в ней, как и в культуре русского зарубежья, заметную роль.

Изгнанникам редко воздаются почести на чужбине, тем более – в родной стране. Проигравших не любят, будь они семи пядей во лбу. Вероятно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что книга Ларисы Вульфиной – первое и пока единственное исследование о выдающемся и в свое время знаменитом мастере. Первое не только в России, но и в мире.

В замалчивании Николая Ремизова, согласитесь, существовало все-таки нарочитое и показное пренебрежение его явными заслугами. Подобная несправедливость наконец-то устранилась самым наилучшим образом. Книга своим содержанием и иллюстративным материалом вполне достойна своего героя.

У своего отца, Владимира Сергеевича Васильева, актера Александринского театра, художник взял его сценическую фамилию Ремизов, а уже из нее появился псевдоним Ре-Ми.

22-14-1.jpg
Все-таки «Боже, царя храни!» или «Вставай,
проклятьем заклейменный…»?
Иллюстрация из книги

В своем повествовании Лариса Вульфина неторопливо ведет читателя по жизни Николая Ремизова, выстраивая текст в виде хронологически последовательно расположенных глав с небольшим временным сбоем в самом конце: «1887–1918. Петербургские годы»; «1918–1921. Отъезд из Петрограда. Одесса – Константинополь – Париж»; «1922–1924. Нью-Йорк»; «1924–1936. Чикаго. Пять писем Бориса Григорьева»; «1937–1975. Под солнцем Калифорнии»; «1939–1960. Голливуд. Работа в кино». Книгу завершает «Приложение», куда входят перечни изданий, балетов и фильмов, в работе над которыми участвовал Ремизов.

Духовное влияние отца-артиста на Николая, разумеется, невозможно не заметить. Он заботился об образовании сына, взращивал его артистическую натуру и всячески поддерживал его увлечение рисованием. Отец художника умер 25 ноября 1908 года. К этому времени Николай Ремизов духовно окреп. За его плечами уже было частное реальное училище Богинского, где он преуспел в гуманитарных предметах и едва дотянул до троек по алгебре, геометрии и тригонометрии. Как бы то ни было, молодой человек все-таки окончил это учебное заведение в июне 1904 года. Лариса Вульфина пишет: «Из троих детей В.С. Ремизова с актерской профессией судьбу никто не связал. Николая и его сестру Анну с детства увлекало рисование, и гораздо больше, чем игра на сцене, их завораживали декорации и костюмы». Их старший брат Александр был брандмейстером и за заслуги в пожарном деле имел звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Сестра умерла в советской России от инфекционной болезни 7 мая 1928 года.

В Императорскую Академию художеств Николай Ремизов поступил без особых затруднений в 1908 году, где проучился до 1916 года на живописном отделении в мастерской Дмитрия Кардовского. Его учитель был учеником Павла Чистякова и Ильи Репина.

К 1908 году двадцатиоднолетний Николай Ремизов (Ре-Ми) уже несколько лет широко печатался как карикатурист в сатирических журналах «Спрут», «Стрелы», «Благой мат», «Серый волк», «Стрекозы». Лариса Вульфина из этих журналов выделяет отличающийся своим радикализмом сатирический журнал «Благой мат», «в программу и задачи которого входило «кричать «благим матом» обо всем, что мешает быть жизни светлой, прекрасной и радостной». Впервые успешно дебютирующего молодого художника прославил в 1907 году альбом «Портретная галерея градоначальников», в основу которого легла повесть Салтыкова-Щедрина «История одного города». Кроме Ре-Ми в создании этого альбома приняли участие два неразлучных друга – Александр Юнгер и Алексей Радаков, а также Александр Яковлев. Такой мордоворотной и тупорылой натуры тогда, как и во все времена, существовало в изобилии – только оглянись по сторонам. В ту пору революционных наскоков на власть трудно было кого-то удивить подобной галереей литературных персонажей. Если бы не одна отличительная особенность всех этих шаржированных портретов.

Как отмечает Вульфина, «под маской гротеска проявлялись – легко или, для отвода глаз, завуалированно – узнаваемые черты таких царей и царедворцев, как Павел I, Александр I, Николай I, Аракчеев, Сперанский». В предреволюционной России жанр политической карикатуры пробивался, несмотря ни на что, сквозь цензурные препоны. Больший простор для развития этого жанра появился в «Сатириконе» (с 1913 года «Новый Сатирикон»), сатирическом журнале, открывшемся в год поступления Николая Ремизова в Академию художеств. Спустя некоторое время он становится главным художником этого журнала, одним из троих владельцев издательства и членом торгового дома «Сатирикон». Там трудилась и его сестра Анна Ремизова-Васильева. Дух революционных баррикад в журнале, как считал Саша Черный, некоторые его коллеги превращали в бездумный маскарад. Коллективные выставки сатириконцев обладали такой художественной и политической притягательностью, что публика валила на них валом, а отзывы печати были восторженны до неприличия. Популярность журнала дошла до того, что «в Дворянском собрании устраивались балы «Сатирикона». Все словно сошли с ума.

Николай Ремизов долгое время придерживался левых убеждений, о чем свидетельствуют, как пишет Вульфина, вышедшая при его содействии серия антимонархических лубков, а также едкие карикатуры на царя в «Новом Сатириконе». Его радикализм в полной мере отразился в участии во втором номере журнала «Аргус» от 6 (19) апреля 1917 года, посвященном истории последнего царствования в иллюстрациях.

Ленин назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции». В связи с этим определением само собой напрашивается название для карикатур Ре-Ми и его товарищей – «кривое зеркало российской монархической власти, ее столпов и приспешников». Умные люди всю силу своего таланта сосредоточили на развенчании авторитета российской монархии, не желая того замечать, что, осуждая проявления деспотизма, подвергают поруганию выработанные в российском обществе на протяжении веков духовные и религиозные ценности.

Как психологически точно пишет Лариса Вульфина, «дальнейшие трагические события повлияли на взгляды художника и в итоге в буквальном смысле вытолкнули его из России. Ремизов был человеком порядка – ему претил социальный хаос. Вдобавок послеоктябрьский «Сатирикон» кардинально изменил свой формат, став открыто антисоветским – уже летом 1918 года его запретили». Дальнейшая судьба не только Николая Ремизова, но и многих других сатириконцев, художников и писателей, складывалась уже за пределами их родины. Для каждого из них по-разному. Для художников в отличие от писателей и актеров, как правило, не самым худшим образом.

20 января 1920 года Ре-Ми вместе с женой Софьей Наумовной и пасынком Леонидом, не имея практически ничего за душой, отплыли из Одессы в Константинополь на французском военном пароходе «Дюмон-Дюрвиль». С этого дня начинается его жизнь на чужбине, которая длилась пятьдесят пять лет. На том же пароходе покидали Россию журналист Яков Полонский, зять писателя Марка Алданова, поэт и прозаик Аминад Петрович Шполянский (Дон-Аминадо).

В Париже небольшая семья Ремизова несколько лет жила коммуной в снятой большой квартире вплоть до отъезда в Америку. Художник иллюстрировал книги русских авторов, работал в торговой рекламе, принимал участие в возрождении «Мира искусства», был участником многочисленных художественных выставок, сотрудничал как художник-сценограф и костюмер со многими парижскими театрами. Самый большой успех ожидал его в хорошо ему знакомом ночном театральном кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева. Его необычный театр появился еще в 1910 году в Москве и сразу завоевал симпатии зрителей пародийным характером своих спектаклей. После большевистского переворота Балиеву удалось вывезти большую часть труппы в Европу. С этой труппой, приглашенной на гастроли в США, в январе 1922 года выехали ведущие художники «Летучей мыши» Николай Ремизов и Сергей Судейкин. Лариса Вульфина цитирует газету New-YorkTimes, которая назвала первые спектакли театра-кабаре в Нью-Йорке «последним смехом из России, превратившейся в землю великой скорби».

С 1922 года и до самой смерти Ремизов становится неотъемлемой частью американского драматического театра, оперы и кино. К тому же его карикатуры и шаржи не исчезают со страниц американских журналов. Его признали и оценили, как и Судейкина, почти сразу, после первых спектаклей «Летучей мыши» в Нью-Йорке. Он был, что называется, нарасхват. Разбору его работ в разных сферах театрального искусства посвящена большая часть книги Вульфиной. Очень пригодилось Ремизову знание английского языка, что позволило ему быстро освоиться в американской художественной и артистической среде.

Думал ли художник о своих близких и друзьях, оставшихся в СССР? Не только думал, но всеми возможными способами пытался узнать об их судьбе. Так, он переписывался с Кларой Наумовной Роговиной, сестрой его жены Софьи. Новости были большей частью безрадостными. Александра Юнгера приговорили к расстрелу, затем заменили этот приговор десятью годами лагерей. Он умер в заключении в Сибири 13 августа 1948 года. Другого сатириконца Аркадия Бухова в 1937 году расстреляли... Не такое будущее они приближали своей сатирической деятельностью. Тогда все они были охвачены общим и искренним порывом свободы и изо всех сил раскачивали лодку, в которой находились. Они считали себя умными, порядочными и прозорливыми людьми. Вот почему кричали во все горло вслед за буревестником революции Максимом Горьким, пробуждая народную стихию: «Пусть сильнее грянет буря!» Как знаем, многие из них, этих революционных подстрекателей, при возникшей вскоре буре погибли, некоторым удалось спастись. Даже сохранить дар речи и способность к созиданию. Были и те, кто на чужбине осознали свою вину и приняли обрушившиеся на них невзгоды как заслуженную Божью кару. Но все уцелевшие, даже самые наивные, поняли: нельзя сначала петь: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов…», а затем, когда этот мир восстает и идет против них, тут же менять мелодию и вспоминать слова старого гимна «Боже, царя храни! Сильный, державный, царствуй на славу, на славу нам!»

Талант и ум – понятия, по сути, если не синонимичные, то достаточно близкие. Талант – одно из многих проявлений ума. То его состояние, когда эмоциональность и смекалка преобладают над рассудочностью и ученостью, а художественный вкус вместе с интуицией и врожденной непосредственностью берет верх над фанатизмом и схоластической тенденциозностью любой идеологической направленности. Вот об этих основных свойствах таланта рассказала Лариса Вульфина. И все же, прочитав ее книгу от корки до корки, я так и не определился в окончательном мнении, кто на этом свете умный, а кто дурак. Тогда мне вспомнились слова Диогена Лаэртского, одного из семи греческих мудрецов: «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все».       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5185
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
3060
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
2386
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2732

Другие новости