0
3441
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.11.2018 00:01:00

Не только трагедия

Национальный герой Парагвая, французская сказочница и другие русские изгнанники

Тэги: эмиграция, история, советский союз, рахманинов, бунин, сикорски, архитектура, южная америка, наука, техника, изобретатели


42-14-13-1.jpg
Аида Арье. Русские эмигранты
и их потомки. Истории успеха.
– М.: Грифон, 2018. – 320 с.

Ахматова писала о горечи полыни чужих земель. Эмиграция, насильственное расставание с родной землей – всегда трагедия. И ХХ век стал этому более чем яркой иллюстрацией. Особенно во всем, что касается русского зарубежья.

Конечно, феномен российского изгнания еще очень долго будет осмысляться многочисленными исследователями и художниками. Миллионы бывших подданных Российской империи, а потом и Советского Союза, вышвырнутых за пределы Родины трагическими событиями – войнами, голодом, репрессиями, сумели во многом сохранить связь времен и остаться русскими, несмотря на всю тяжесть своего положения.

И все-таки в основном в общественном сознании они – «скитальцы не своей вины», как писал замечательный поэт Николай Туроверов. Генералы, превратившиеся в швейцаров, казаки, работавшие на угольных копях, офицеры у станков завода «Рено», княгини, ставшие посудомойками. Конечно, все это было. Но было и другое.

Рахманинов, Бунин, Сикорский, изобретатель видеомагнитофона Понятов, балетмейстер Сергей Лифарь и многие другие, даже в изгнании принесшие России мировую славу. Эти имена у всех на слуху. Новые примеры фантастической стойкости и целеустремленности русских эмигрантов приводит в своей книге Аида Арье. И недаром у этого издания подзаголовок «История успеха». Писательницу прежде всего интересуют люди, которые сумели подняться над обстоятельствами и победить их.

Конечно, перед нами не классический научный труд, но к каждой главе приложена библиография работ, где можно подробнее узнать о жизни персонажей этой очень достойной книги.

Герои книги очень разные, но все объединены трагедией изгнания и неимоверным напряжением сил при преодолении препятствий, в изобилии расставленных судьбой.

Здесь и один из самых знаменитых художников Южной Африки Владимир Третчиков, которого во время его бесчисленных странствий японцы однажды выводили на расстрел, и архитектор Афанасий Середин-Сабатин, построивший наиболее примечательные дворцы в Корее, и генерал Иван Беляев, национальный герой Парагвая. Под его руководством войска этой маленькой южноамериканской страны выиграли войну у Боливии, а сам он стал одним из самых почитаемых идолов индейского эпоса.

Мы погружаемся в их жизнь и словно смотрим захватывающий фильм. Перед нами мелькают страны, войны, толпы спасающихся от исторических катастроф людей, политические деятели разных эпох, а в центре всего этого водоворота наши соотечественники, сумевшие не только выжить, но и добиться признания и успеха.

Многие ли сейчас помнят суконного фабриканта Федора Морозова, познакомившего японцев с шоколадными конфетами, а потом и с празднованием Дня святого Валентина? Или что знаменитая французская сказочница графиня де Сегюр была дочерью московского губернатора Федора Растопчина, приложившего руку к пожару 1812 года? Или танцовщицу Евгению Борисенко, ставшую одной из главных балетных звезд Италии и выступавшую под псевдонимом «Я – русская»? Подобно Айседоре Дункан, она была одной из основательниц школы так называемого свободного танца на своей новой родине. А еще, оказывается, знаменитая твидовая ткань завоевала мир благодаря графине Екатерине Данмор – дочери русского посла в Великобритании Воронцова.

Конечно, у всех были разные обстоятельства. Третчиков и тонул на корабле во время Второй мировой, и сидел в японской тюрьме, и спасал свои картины из подожженной конкурентами галереи. Середин едва не погиб во время убийства корейской королевы Мин. Генерал Иван Беляев, поднявший нищий и обездоленный Парагвай на уровень одной из ведущих стран Южной Америки, познал клевету и опалу. Особенно горьким для него было отношение соотечественников, приехавших по его призыву в Парагвай и после первых успехов заподозривших Ивана Тимофеевича в корысти. Графиня Данмор открывала свое производство во время так называемого картофельного голода, когда после неурожая Британские острова оказались на грани вымирания.

Но общим для них была яростная любовь к жизни и невероятная целеустремленность. Мне кажется, они все могли бы стать героями песен Владимира Высоцкого, который так любил тех, кто не сдавался, а боролся до последнего.                


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
512
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3844
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
3519
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
2265

Другие новости