0
2636
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.07.2019 00:01:00

Социализм социализмом, а живопись живописью

Идея музея русского искусства в изгнании абсолютно назрела

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: искусство, коллекции, история, россия, эмиграция, бурлюк, анжелика, марк шагал


24-14-13.jpg
Connaisseur № 1: Историко‑культурный
альманах: Книги: Архивы: Графика:
Театр. – Прага, 2018, – 288 с.

Мне кажется, я его помню. Это было в годы перестройки, когда я попал на работу в Советский фонд культуры. Удивительно элегантный человек, абсолютно не советский. Он выделялся даже на фоне других участников Клуба коллекционеров, собиравшихся под эгидой фонда. Для того времени это было немыслимо – «частнособственнические куркули от искусства», еще недавно проклинаемые чуть не на каждом углу, вдруг стали востребованными. Одним из них и был Александр Ильич Шлепянов.

Это имя многое говорит любителям искусства и исследователям русского зарубежья. Но широким кругам вряд ли. Хотя, если сказать,  что Александр Ильич был одним из авторов фильма «Мертвый сезон», благодарность к нему почувствуют миллионы.

Сын главного режиссера Мариинского театра, живший в одном доме с Шостаковичем и Натаном Альтманом, этот человек буквально впитал в себя ощущение красоты и стремление к свободе в творчестве и стиле жизни. Главный редактор телеальманаха «Театрально‑литературный Ленинград», создатель сценариев документальных и научно‑популярных фильмов, он посвятил себя еще и такому чуждому для нормального гражданина СССР занятию – коллекционированию произведений искусства. Особенно его интересовала Ecole de Paris – Парижская школа.

Как только это стало возможным, он перебрался в Лондон, где стал издавать журнал «Колокол». Однако в отличие от своего великого предшественника, звавшего к революции, Шлепянов всеми силами старался способствовать созданию на его родине нормального человеческого общества. В 2016 году его не стало.

Именно памяти этого человека и посвятили первый выпуск альманаха «Connaisseur» его создатели Иван Толстой и Евгений Деменок. Иван Никитович, внук создателя «Петра I» и «Аэлиты», радио- и телеведущий, автор множества статей и книг. 20 лет назад он уже издавал подобный, великолепно оформленный альманах «Опыты». Под стать ему и Евгений Сергеевич, издатель, писатель, одессит, влюбленный в свой чудесный город и ищущий везде, где только можно, следы его бесчисленных талантливых уроженцев и обитателей.

Сам «Connaisseur» явно, почти вызывающе наследует традиции самых изысканных изданий Серебряного века – «Аполлона», «Мира искусства», «Старых годов».

Верный себе, Иван Толстой как бы закольцевал книгу своими интервью, которые он брал как у самого Шлепянова при его жизни, так и впоследствии у тех, кто был близок к Александру Ильичу. И складывается образ русского европейца, самозабвенно ищущего наследие наших художников на Западе и беспрерывно возвращающегося в своих мыслях к теме свободы и несвободы в России и за рубежом.

24-14-1.jpg
Удивительно элегантный, абсолютно
не советский коллекционер Александр
Шлепянов. Иллюстрация из книги
Евгений Деменок представляет свою очередную находку, письма Давида Бурлюка замечательному и до сих пор известному в России лишь узкому кругу художнику Константину Терешковичу. Послания эти Евгений разыскал в архиве Сиракузского университета штата Нью‑Йорк. Там есть потрясающие строки. К примеру, свидетельство о посещении в Париже уже абсолютно больных Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Или сочные, мощные слова из послания Терешковича Бурлюку: «Социализм социализмом, а живопись живописью, и я больше всего люблю животный реализм: Сутин (несчастный, умер в страшных мучениях 11 августа 1943 года, и это было для меня большое горе), Утрилло, Ренуар, Фрагонар, Рубенс, Рембрандт и т.д.».

Русский Париж, естественно, не может не царствовать на страницах этой книги. Здесь, к примеру, материал представителя знаменитого рода Лансере Павла Павлинова о сыне Зинаиды Серебряковой Александре и его работах в области книжной графики. Долгое время находясь в тени ослепительного таланта своей матери, он был известен больше как пейзажист и автор интерьеров. Но исследователь представляет его как виртуозного мастера иллюстраций и изысканного оформления изданий, ставших классикой книжного дела.

Уверен, что открытием для читателей будет история злоключений Всеволода Голубинова и его жены Симоны, когда они в 1955 году получили отказ в получении советского гражданства. Казалось бы, ну и что? Еще одним русским эмигрантам, как сотням других, не разрешили вернуться. Но все дело в том, что их знают миллионы людей, в том числе и в нашей стране. Потому что и Всеволод, и Симона под псевдонимами Анна и Серж Голон создавали эпопею об Анжелике.

И конечно, никак нельзя не отметить работу искусствоведа Юрия Молока – публикацию писем Марка Шагала ныне забытому советскому архитектурному критику Давиду Аркину, писавшему также под псевдонимом А. Ветров. Документы эти необычайно интересны тем, что они отправлены в первой половине 20‑х годов, когда Шагал с большим трудом входил в колею художника западного мира. «Париж – самая тяжелая гиря для художника», – писал он.

Мы только обозначили лишь некоторые материалы этого очень серьезного и достойного искусствоведческого издания. Будем надеяться, что его не постигнет судьба «Опытов», прекрасного альманаха, подготовленного Иваном Толстым. Кроме первого выпуска, так больше ничего издать и не удалось.

«Я думаю, что идея музея русского искусства в изгнании абсолютно назрела. Вот если бы такой музей был, я бы с удовольствием туда передал большую часть коллекции», – говорил в интервью Александр Шлепянов. Жаль, что не дожил он до открытия Музея русского зарубежья на Таганке. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1965
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1929
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
875
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1283

Другие новости