0
2094
Газета Non-fiction Интернет-версия

19.09.2019 00:01:00

Исподлобья. Пули над заповедником

После войны пушкинскую усадьбу отстраивали заново

Тэги: литература, история, пушкин, великая отечественная война, оккупация, михайловское, музейзаповедник, красная армия, прибалтика, пруссия


В нынешнем году исполнилось 75 лет со времени освобождения музея‑заповедника «Михайловское» от немецкой оккупации. За пределами музея, думается, мало кто вспомнил и отметил эту дату. Разве что пушкинисты и некоторые историки Великой Отечественной. Между тем война чуть было не лишила Россию этого культурного памятника. Приказ об эвакуации экспонатов в 1941 году пришел в «Михайловское» слишком поздно, и вывезти музейные ценности по проселочным дорогам не успели. Многие реликвии были расхищены и уничтожены оккупантами. При этом немецкое командование распорядилось возобновить работу музея. Пушкина попытались поставить на службу нацистской пропаганде. Поскольку прежний директор музея эвакуировался, на этот пост оккупанты назначили… местного лесовода. Однако его вскоре заменили более благонадежным кадром – немкой‑искусствоведом, праправнучкой великого Шиллера. Солдаты и офицеры Вермахта посещали экспозицию, оставляли какие‑то записи в книге посетителей, рассматривали книги поэта. Наверное, особенно интересовались «Сценой из Фауста».

А летом 1944‑го через села Михайловское и Тригорское проходила линия немецкой обороны. Окрестные поля были изрыты траншеями, деревья в заповедных рощах вырублены, домик няни Пушкина разобран на дрова. Могилу Александра Сергеевича заминировали (взрыв потом предотвратили саперы Красной армии). Гитлеровцы оказывали бешеное сопротивление, ведь за спиной у них была Прибалтика, а оттуда уже рукой подать до Восточной Пруссии. Но долго продержаться они не смогли. После жестоких боев территория заповедника представляла собой, по слову очевидца, «печальную пустыню». Лишь чудом уцелело несколько зданий. Восстановлением уникального ансамбля руководил после войны профессиональный музейщик, фронтовик, впоследствии легендарный директор Семен Гейченко. При нем музей был буквально поднят из руин. «Мир пушкинской усадьбы начал постепенно вырисовываться, хаос отступал перед космосом, созданным разумной и одухотворенной творческой энергией», – пишет об этом литературовед Анна Сергеева‑Клятис.

Гейченко придавал большое значение и краеведческим разысканиям в окрестностях Михайловского. Начало этому делу было положено еще в ту далекую пору, когда Михайловское принадлежало сыну поэта, подполковнику кавалерии в отставке Григорию Александровичу Пушкину. Хозяин имения увлеченно собирал в здешних селах мемориальные предметы, связанные с его отцом. Первые пушкинисты приезжали сюда, чтобы расспрашивать старожилов о поэте, дышать пушкинским воздухом. Именно тогда, во второй половине ХIХ века, сыном Пушкина в усадьбе был устроен маленький частный музей. Впоследствии работу краеведов из Михайловского поставили на систематическую основу. Знание здешней природы, сельских обычаев и топографии помогает лучше понять стихи Пушкина, созданные на этой земле. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Израиль готов придержать "Стрелы севера"

Игорь Субботин

Глава правительства Биньямин Нетаньяху не против сделки с "Хезболлой"

0
470
Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
1433
Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
1215
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
4332

Другие новости