0
1471
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.12.2020 20:30:00

Русская смута без боев

Внешняя политика и внутренние репрессии

Тэги: история, гражданская война, россия, политика, международные отношения, культура, наука, крым, бельгия, временное правительство, керенский, ленин, ллойдджордж, интервенция


история, гражданская война, россия, политика, международные отношения, культура, наука, крым, бельгия, временное правительство, керенский, ленин, ллойд-джордж, интервенция Память о Гражданской – не только в трудах историков. Фото Евгения Никитина

Эта книга наверняка удивит читателей. Сборник статей, подготовленных на основе конференции, прошедшей весной прошлого года на историческом факультете МГУ, в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Гражданской войны в России, не содержит материалов собственно по войне. В нем нет описаний Ледяного похода или штурма Перекопа, обороны Петрограда или взятия Самары… Тем не менее вопросы, затронутые в книге, непосредственно связаны с русской смутой и представляют несомненный интерес для всех интересующихся той эпохой.

Сборник состоит из пяти тематических разделов. Первый посвящен методологии и историографии вопроса, второй – общественно-политическим процессам 100-летней давности, третий – внешней политике и международным отношениям, четвертый – обществу, пятый – науке, культуре и образованию.

Из статей обращает на себя исследование Федора Гайды (МГУ, Москва) о политике Временного правительства. Проводя демократические и социальные реформы, которые в дальнейшем дополнились республиканскими и социалистическими нововведениями, режим не продумал механизма осуществления своих преобразований. Это усугублялось неспособностью его лидеров Георгия Львова, а затем и Александра Керенского консолидировать общество и использовать все (в том числе и внепарламентские) способы борьбы за власть.

Не менее интересна и статья коллеги Гайды по университету Елены Суслопаровой об оценках британских лейбористов политики Лондона по отношению России. Автор обращает внимание, что лейбористы, будучи приверженцами принципов парламентаризма и эволюции, никогда не разделяли революционных практик. Поэтому в их глазах Ленин своим захватом власти «дискредитировал» социализм. Последнее, впрочем, им не помешало резко критиковать кабинет либерала Дэвида Ллойд-Джорджа из-за его участия в союзнической интервенции. Впрочем, подобная реакция была строго дозированной. Так, например, руководство партии отказалось от организации забастовок (применение «прямого действия») с целью прекратить интервенцию, так как «оружие стачки может быть применено для достижения экономических целей, но никак не политических, поскольку такая угроза может в итоге оказаться ударом не по правительству, а по демократии».

45-15-12250.jpg
Гражданская война в России
(1918–1922) / Отв. ред. Лев
Белоусов, Сергей Девятов.–
СПб.: Алетейя, 2020. – 478 с.
(Труды исторического
факультета МГУ. Вып. 172.
Сер. II: Исторические
исследования, 109).
Не менее двойственной была и политика Бельгии. Александра Хорошева (ИВИ РАН, Москва) отмечает, что, несмотря на последовательное нежелание Брюсселя признавать советскую власть (дипломатические отношения между государствами были восстановлены при посредничестве Франции лишь в июле 1935 года), торговля между странами возобновилась еще в мае 1920 года (пятью месяцами ранее королевство выступило против продолжения экономической блокады). Что ж, как говаривал уже упомянутый британский премьер, торговать можно и с людоедами.

Затрагивают участники конференции и трагедию репрессий. Олег Волобуев (МГОУ, Москва) стремится установить точное число погибших в Крыму после ухода Белой армии. В историографии нет общепризнанных цифр расстрелянных, их подсчет колеблется (!) от 5 тыс. до более 100 тыс. На основе верификации известных документов исследователь пишет, что, вероятнее всего, следует говорить о 20 тыс., оговариваясь, что «это приблизительные, выведенные аналитически и логически цифры».

Из других статей хотелось бы выделить работу Максима Каиля (СмолГу, Смоленск) о роли православной епархии Центральной России в Гражданской войне и Вероники Романишиной (РГГУ, Москва) о политических аспектах эмансипации женщин.

Как видно, у экспертов по Гражданской войне есть много работы и без подсчета потерь воюющих сторон, анализа сил на том или ином участке фронта или интерпретации тактических маневров. И это правильно. Без рассмотренных в книге тем сложно понять и военную составляющую «Гражданки».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1220
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1041
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
823
Россия повернулась к Китаю

Россия повернулась к Китаю

Владимир Скосырев

Главы РФ и КНР констатировали, что тесное взаимодействие Москвы и Пекина соответствует коренным интересам двух стран

0
1169

Другие новости