0
2756
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.07.2021 20:30:00

Безопасность начинается «дома»

Европейский союз в полицентрическом мире: обретение стратегической автономии и отношения с Россией

Людмила Бабынина

Об авторе: Людмила Олеговна Бабынина – к. полит.н., руководитель Центра политической интеграции, в.н.с. Института Европы РАН.

Тэги: политика, россия, евросоюз


25-15-13250.jpg
Стратегическая автономия ЕС
и перспективы сотрудничества
с Россией / Под ред.
Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеева.–
М.: Весь мир, 2020. – 368 с.
Европейский союз – сосед и партнер Российской Федерации, взаимодействие с которым в последнее время складывается сложно. Однако понимание того, как устроен и в каком направлении развивается ЕС, необходимо для выстраивания отношений, отвечающих интересам России. Известный тезис о том, что на международной арене Евросоюз выступает в качестве экономического гиганта, но политического карлика, в настоящее время претерпевает изменения. В период международной нестабильности ЕС старается обеспечить себе более устойчивое положение на внешней арене и обрести стратегическую автономию. Новая коллективная монография «Стратегическая автономия ЕС и перспективы сотрудничества с Россией» посвящена анализу данных процессов. Авторский коллектив издания – сотрудники отдела европейских политических исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН).

Монографию в смысловом отношении можно разделить на две части. В первой авторы рассматривают приоритеты Европейского союза в сфере безопасности и обретение им стратегической автономии в качестве ответа на актуальные вызовы. Вторая часть работы анализирует взаимодействие ЕС и России в различных аспектах безопасности. Важной особенностью монографии стал комплексный подход к исследованию предлагаемых проблем. Учитывая межправительственный характер взаимодействия в области безопасности и обороны ЕС, авторы рассматривают не только общеевропейский контекст, но и позиции различных стран, что позволяет читателю увидеть разные интересы и подходы государств-членов, а также понять, из чего складывается общая позиция Евросоюза.

Большое внимание в монографии уделено анализу Глобальной стратегии безопасности (ГСБ) ЕС 2016 года, которая должна была «обеспечить общее видение внешней политики всех государств – членов Евросоюза» в условиях, когда их внешнеполитические интересы имеют значительные расхождения. Главным приоритетом в ГСБ заявлена «собственная безопасность» и обеспечение соответствующих гарантий гражданам Евросоюза и его территории. Исходя из этого ЕС будет строить свои отношения с другими государствами и международными акторами. Важным инструментом обеспечения безопасности должно стать укрепление оборонного потенциала союза и формирование стратегической автономии ЕС. Под ГСБ подписались все государства – члены ЕС, однако внутренние дискурсы, безусловно, имеют различия: от достаточно позитивного во Франции, Германии и Италии до весьма скептического в Польше. В то же время идея о том, что безопасность начинается «дома», позволяет государствам-членам выстраивать взаимоотношения между собой из соображений «собственной безопасности».

Анализируя возможности и перспективы формирования европейского центра силы, авторы дают характеристику современной системы международных отношений, в которой сочетаются тенденции к «многостороннему сотрудничеству в решении глобальных проблем» и новая биполярность. И определяют эту «латентную биполярность… как растущий раскол между либеральным и авторитарным капитализмом». В таких условиях Евросоюз вынужден переформатировать внешнеполитические ориентиры и обеспечить свободу действий для достижения своих целей. Для Европейского союза «строительство стратегической автономии – это катализатор формирования… общих внешнеполитических целей и обретения равноправной роли в «большой игре» великих держав». Идею более сильного и автономного союза государства-члены поддерживают в разной степени. Но после выхода Соединенного Королевства из ЕС ее реализация кажется возможной. По мнению авторов монографии, «основными инициаторами развития ЕС как военно-политического центра является четверка западноевропейских лидеров – Германия, Франция, Италия и Испания». Несмотря на существующие различия в позициях, государствам – членам ЕС удалось запустить ряд значимых проектов в оборонной сфере. Однако авторы монографии подчеркивают, что для «эффективной интеграции вооруженных сил» необходима беспрецедентная солидарность стран союза. Именно проблема солидарности рассматривается как основная для развития военной интеграции и обретения стратегической автономии. Впрочем, достижение внутренней солидарности государств-членов – давняя проблема ЕС, причем не только в сфере безопасности.

Рассматривая проблемы обеспечения безопасности и развитие собственного оборонного потенциала ЕС, авторы монографии не могли обойти такую проблему, как взаимодействие ЕС и НАТО. Учитывая сохраняющиеся противоречия между «европеистами» и «атлантистами» в Евросоюзе, обретение стратегической автономии ЕС в целом не рассматривается как альтернатива Североатлантическому альянсу, хотя политика президента Трампа в отношении европейских союзников, безусловно, подталкивала к такой интерпретации.

Значительная часть монографии посвящена анализу современных отношений ЕС и России. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время Европейский союз рассматривает Россию как «потенциальную угрозу стабильности в Европе», а формат отношений можно охарактеризовать как «избирательное партнерство». Тем не менее существуют сферы, в которых у РФ и ЕС объективно есть общие интересы и точки соприкосновения. В частности, авторы отмечают такие сферы, как контроль над вооружениями, иранская ядерная программа, борьба с терроризмом. Гораздо меньше понимания у сторон в отношении проблем Западных Балкан, конфликтов на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке, где скорее нужно говорить о соперничестве, а не о взаимодействии. Общая конфронтация сторон, обусловленная в первую очередь украинским кризисом и его разнообразными последствиями, в настоящее время стала препятствием к поиску совместных решений и действий.

Параграфы монографии, посвященные двусторонним отношениям государств – членов ЕС и России, показывают, что здесь наблюдается значительное разнообразие подходов, но общий кризисный контекст в любом случае оказывает серьезное влияние на отношения России со странами Евросоюза. Авторы дают подробную характеристику позиций отдельных стран по каждой из анализируемых на уровне отношений России и ЕС проблем. В целом важность поддержания отношений с Россией признают Германия, для которой после 2014 года Россия стала очень сложным, но тем не менее «важным партнером», и Франция, которая отмечает, что у сторон есть «почва для сотрудничества», хотя украинский кризис серьезно испортил двусторонние отношения. На общем негативном фоне российско-итальянские отношения авторы характеризуют как «лучшие из возможных в сегодняшних неблагоприятных обстоятельствах». Близкая ситуация наблюдается и в случае с Испанией. В то же время Скандинавские страны, Румыния, Польша, страны Балтии занимают достаточно жесткую позицию в отношении России. Но даже на северо-востоке Европы присутствует заинтересованность в развитии точечного взаимодействия, в частности в сфере экологии и деятельности региональных форматов сотрудничества. В целом авторы отмечают накопившуюся «усталость от затяжного украинского кризиса» и частое несовпадение позиций государств-членов в отношении России.

Оценивая перспективы развития отношений ЕС, его государств-членов и России, авторы монографии оставляют окно возможностей для «формирования новой повестки дня» в отношениях России и ЕС, которая во многом будет зависеть от внутреннего развития каждой из сторон.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ле Пен шантажирует Барнье вотумом недоверия

Ле Пен шантажирует Барнье вотумом недоверия

Данила Моисеев

"Национальное объединение" недовольно правительственным проектом бюджета

0
819
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
2237
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1660
БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

Дмитрий Гусев

Бакинская Конференции ООН по климату демонстрирует, что у идеологов псевдозеленого движения возникли сложности

0
1810

Другие новости