Футболисты были такими же советскими людьми, как и прочие граждане СССР. Фото РИА Новости
Футбол. Война. Холокост: документы, свидетельства, фотографии. / Под ред. И.А. Альтмана, А.Е. Гербер; Сост. А.И. Альтман, И.А. Альтман, С.А. Тиханкина
– М.: Научно-просветительный Центр «Холокост», 2023.
Эта книга еще не вышла, ее готовит к изданию Научно-просветительный центр «Холокост». В ней будет рассказано о судьбах известных футболистов и тренеров, погибших в годы Второй мировой войны в концлагерях и на оккупированной территории СССР либо (как братья Старостины) оказавшихся в ГУЛАГе; рассмотрены легенды и факты о знаменитом «матче смерти» в Киеве и других аналогичных матчах местных команд между собой и с оккупантами на территории Украины (там их прошло больше 150), РСФСР и Молдавии. Новой гранью преступлений нацистов предстанут рассказы об использовании стадионов как места концентрации будущих жертв и организованные ими матчи узников в гетто и накануне расстрелов. В годы войны прошли легендарные матчи в блокадном Ленинграде и в только что освобожденном Сталинграде, разыгрывалось первенство Москвы, прошли игры на кубок СССР. Многие из этих событий и фактов хорошо известны читателям спортивной прессы, но не широкой публике.
Отдельный раздел – о фильмах, памятниках, выставках, мемориальных церемониях, посвященных жертвам нацизма, и включении их в культуру памяти о Второй мировой войне и противодействии расизму и антисемитизму.
Одна из глав книги посвящена международным играм советских команд в Иране в 1944 году. Это были первые состязания за рубежом, которые не только вывели советский футбол из международной изоляции в годы Второй мировой войны, но и стали первой проверкой их мастерства в играх не только с уступающими в классе местными командами, но и с британскими профессионалами.
Напомним, что по соглашению между союзниками советские и британские войска вошли в Иран осенью 1941 года. Территория этой страны стала одним из важных маршрутов поставки военной техники и оборудования по ленд-лизу. Важно было не допустить и растущего влияния Германии в регионе. Именно в столице Ирана, Тегеране, 28 ноября – 1 декабря 1943 года прошла конференция глав правительств трех союзных держав – СССР, США и Великобритании, принявшая важнейшие решения об открытии Второго фронта и участии СССР в войне с Японией. Для обеспечения безопасности участников конференции осенью 1942 года в Иран был направлен отдельный мотострелковый полк НКВД под командованием Героя Советского Союза, подполковника Никиты Кайманова. В его составе было около 2000 бойцов и командиров. Остались они в Иране и после конференции. В свободное от службы время футбольная команда полка провела в 1944 году 34 товарищеских матча с ведущими иранскими командами сборной Тегерана, иранскими и британскими военными, уступив иранцам только в двух из них. Общая разница забитых и пропущенных голов – 151–31 – наглядно подчеркивала силу нашей команды.
Матч с англичанами, который выиграла наша команда, выделим особо – с родоначальниками футбола наши мастера кожаного мяча встречались лишь в северных портах и в Москве (там команду британских дипломатов со счетом 19:1 разгромили «Крылья Советов»). Своего рода экзотикой были игры с командами национальных общин: «Курош» представлял 100-тысячную еврейскую общину, а «Спорт» – еще более многочисленную армянскую (кстати, именно иранские армяне полностью экипировали советских военных: от бутс до футболок).
В книге подробно рассказано о престижном турнире с участием советских футболистов, который прошел весной 1944-го. Статус определялся личным участием в его организации шаха Ирана – Магомеда Реза Пехлеви. В борьбе за кубок шаха встретились: команда 131-го мотострелкового полка (усиленная будущими игроками сборной СССР Алексеем Хомичем, Всеволодом Бобровым, Константином Бесковым, Сергеем Соловьевым, Владимиром Грининым), профессионалы из английского клуба «Арсенал», а также две сильнейшие иранские команды – «Дарай» и «Туран». В финальном поединке наши выиграли у английского «Арсенала» со счетом 1:0. Кубок победителям вручал сам шах Ирана вместе с шахиней Фавзией.
Успехи в товарищеских играх и приглашение от Иранского общества дружбы с СССР вдохновило председателя Всесоюзного спорткомитета Василия Снегова на идею об отправке в Иран для проведения товарищеских игр советской сборной. Поскольку первенство СССР не проводилось и собрать сильнейших игроков было непросто, да и положительный результат, важный для престижа страны, никто гарантировать не мог, предложили послать с ответным визитом соседей – бакинцев. Затем решение переиграли и отправили тбилисских динамовцев с формулировкой, что для акклиматизации в условиях высокогорья им понадобилось бы гораздо меньше времени. Готовились к поездке весьма серьезно: играть договорились с интервалом в четыре дня, а не в два-три, как предлагали иранцы; встречаться сначала с более сильными соперниками; направить больше футболистов, чем готовы были принять иранцы (в итоге полетели не 18, а 25 человек); назначение судьи на решающий матч; экипировка участников (индивидуальные костюмы сшили в последний момент).
Игры со сборной городов Ирана (фактически второй сборной страны) и со сборной Тегерана (фактически сборной Ирана) прошли соответственно 20 и 27 октября 1944 года.
Примечательно, что впервые новый гимн СССР, заменивший «Интернационал», прозвучал на международных соревнованиях именно на первой игре советской команды. В обеих играх советские футболисты победили, да еще и с разгромным счетом: 5–1 и 4–0.
комментарии(0)