Как картины Эль Греко оказались в Эрмитаже? Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. Ок. 1592. Эрмитаж |
Одним из тех центров, где культура и история Испании изучается на самом высоком профессиональном уровне, является Институт Сервантеса. Лишним доказательством стала поддержка этим учреждением рецензируемой книги. Перед нами сборник, куда вошли пятьдесят статей российских специалистов по культуре и истории Испании. Здесь и дочь министра обороны СССР переводчица Наталья Малиновская, и старейший испанист Павел Грушко, и хранитель испанской живописи в Эрмитаже Людмила Коганэ, и историк-международник Ирина Зорина-Карякина, поэтесса Наталья Ванхонен и антрополог Михаил Кабицкий. И многие другие, так или иначе связавшие свою судьбу с культурой Испании.
Испания. Книга открытий. Русский взгляд. – М.: Институт перевода: Центр книги Рудомино, 2023. – 206 с. |
Заметки по истории искусства сменяются литературными штудиями, затем читателей встречают статьи по истории и археологии. Но все связано присутствием Испании в духовном пространстве России и наоборот. Вы можете узнать о дружбе Пабло Пикассо с эмигрантом из России футуристом Ильей Зданевичем (Ильяздом), присутствовавшим при создании «Герники». Можете прочесть о постановке Мейерхольдом в декорациях Головина драмы Кальдерона «Стойкий принц» на сцене Александринского театра» в 1915 году. Тем, кому близка история живописи, теперь будет понятно, как в Эрмитаже оказались картины Эль Греко и придворного живописца XVI–XVII веков Хуана Пантохи де ла Крус, а также как удалось атрибутировать ныне находящиеся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина картины Бартоломео Мурильо и Хусепе Риберы. И конечно, интерес вызовут свидетельства о том, что Гойя разбросал значительное количество своих автопортретов в цикле офортов «Капричос».
Многих заинтересует сообщение о сохранившихся воспоминаниях испанского миссионера Педро Куберо Себастьяна, полгода прожившего в России и беседовавшего с царем Алексеем Михайловичем. А еще вы прочтете о том, как русский посланник в Мадриде Иван Матвеевич Муравьев-Апостол переманил в Россию выдающегося инженера, одного из творцов Петербурга Агустина де Бетанкура. Наверняка улыбку вызовет история, что в галерее Прадо долго висел портрет другого русского посла, Петра Ивановича Потемкина, с надписью «Посол Педро Иванович».
Поклонники Федерико Гарсиа Лорки узнают, что есть надежда увидеть его никогда не ставившуюся на сцене пьесу «Публика», реконструированную по фрагментам архива поэта.
комментарии(0)