Книга «Хрущевка» не только про хрущевки, но и про коммуналки и многое другое. Кадр из фильма «Волшебная сила». 1970
Книга Наталии Лебиной «Хрущевка» в серии «Культура повседневности» завершает своеобразную трилогию автора про советский быт, начатую произведениями «Советская повседневность: нормы и аномалии» и «Пассажиры колбасного поезда». «Хрущевка» – заглавие обманчивое, поскольку речь пойдет о приключениях советской квартиры в самом широком смысле слова. Конечно, про саму хрущевку написано наиболее полно, глубоко и объемно, но и советским студенческим коммунам 20-х годов, и сталинским коммуналкам посвящено немало страниц.
Были книги про коммунальное житье-бытье и до «Хрущевки» Наталии Лебиной, но исторические факты, примеры из прессы, кинофильмов, песен и свидетельства отдельных респондентов автор в своих книгах представляет на редкость живо и увлекательно. Поражает количество материала, который подвергся авторскому анализу и переосмыслению. Радует интеллигентный юмор, обращение к известным книгам и фильмам с позиций квартирного вопроса. Пересмотрите после прочтения «Хрущевки» знаменитую киноновеллу «Волшебная сила искусства» с Аркадием Райкиным в главной роли. Уверяю, ваш взгляд под воздействием прочитанного в «Хрущевке» существенно изменится.
От Маяковского и Зощенко до заслуженно забытых кондовых соцреалистов Кочетова и Шевцова; от материалов журнала «Здоровье» до книги «Физики шутят»; от советского анекдота до повлиявших на молодежную моду зарубежных фильмов «Колдунья» и «Бабетта идет на войну» – чего и кого только не встретишь на страницах «Хрущевки»! Полное погружение в контекст, не выглядящее тяжеловесным, выполненное легко и красиво. Но сколько же за этой внешней легкостью труда и эрудиции!
Наталия Лебина. Хрущевка: Советское и несоветское в пространстве повседневности.– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 424 с. (Культура повседневности). |
Во второй части мы попадаем на кухню и в ванную, знакомясь прежде всего с чудовищными условиями коммунального быта, на фоне которых жизнь в хрущевке представляется настоящим торжеством privacy. В заключительной, третьей части автор проведет нас через спальню и гостиную. А завершается книга не привычным «заключением», а бодрым «Финишем» – именно так Наталия Лебина назвала финальную главу, подытоживающую эту энциклопедию советской квартирной жизни.
Нельзя не упомянуть про иллюстрации, в роли которых выступают сатирические и юмористические рисунки из журнала «Крокодил», подробно прокомментированные в тексте. Забавно, что ныне к этим советским «комиксам» требуется ряд пояснений. С другой стороны, из «Хрущевки» становится ясно, насколько злободневными и острыми были эти «веселые картинки». Бытовых неурядиц и сейчас полно, а вот подобных остроумных иллюстраций к ним что-то не наблюдается. И по этим рисункам, и по приведенным в книге советским анекдотам понятно, что тогдашний юмор вовсе не был мягким и беззубым. Так и затоскуешь невольно по советской сатире.
Еще одна блестящая находка – введение комментария от песика Фафика, забежавшего на страницы «Хрущевки» из польского еженедельника «Пшекруй». Выводы «в духе размышлений песика Фафика» запоминаются за счет афористичности и точности, это очень симпатичный повествовательный ход.
Наверняка «Хрущевка» станет очередным бестселлером Наталии Лебиной, и если так случится, это будет более чем заслуженно.
Самара
комментарии(0)