0
3505
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.12.2024 20:30:00

От Москвы до самого Китая

Он возвращал на родину литературное наследие эмигрантов второй волны

Тэги: филология, эмиграция, китай


филология, эмиграция, китай Олег Митяев и Владимир Агеносов. Магнитогорск. 2017. Иллюстрация из книги

Когда я познакомился с Владимиром Вениаминовичем, а было это более 20 лет назад, меня сразу поразили его деликатность и более чем предупредительные, какие-то совершенно нехарактерные для советского человека манеры. И в то же время необыкновенная настойчивость и убежденность в правоте своего дела. Тогда я в единственном числе представлял коллектив первой свободной библиотеки русского зарубежья в Доме-музее Марины Цветаевой. Это было время надежд, время торопливого открытия ранее запрещенных имен и наслаждения от внезапной свободы. В библиотеку толпой ходили исследователи, журналисты. Не успев появиться, профессор, литературовед, автор достаточно вольнолюбивых оценок роли философского романа в советской литературе Владимир Агеносов развернул передо мной целый план издания русских поэтов и прозаиков второй волны эмиграции.

47-15-11250.jpg
Владимир Вениаминович
Агеносов. Учитель. Ученый.
Человек / Сост. Г.А. Бордюгов,
И. Ли.– М.: Пробел-2000,
2024. – 300 с.
Тема была достаточно кровоточащая. Судьбы советских граждан, насильно угнанных фашистами на работы в Германию или прошедших нацистские лагеря, а потом фильтрационные пункты союзников и оказавшихся на Западе, далеко не всеми трактовались однозначно. Причем подавляющее большинство этих людей были жертвами нацизма и сумели избежать сотрудничества с гитлеровцами. Владимир Вениаминович был убежден в необходимости возвращения наследия Ди Пи (так называлось поколение второго изгнания). Результатами этой убежденности стали выход фундаментальной книги «Восставшие из небытия «Антология писателей Ди Пи и второй эмиграции» и публикация сборника стихов трех поэтесс русского зарубежья: Ольги Анстей, Лидии Алексеевой и Валентины Синкевич. Пронзительные, светлые очерки Синкевич, пропагандистки русской культуры в США, Агеносов умудрился опубликовать в московском издательстве «Физкультура и спорт». Вообще для возвращения наследия тех, кто в силу трагических обстоятельств ХХ века оказался за пределами России, но продолжал, как мог, служить своей стране, Владимир Вениаминович сделал необычайно много. Благодаря его настойчивости увидели свет учебники для школ, главы из которых были посвящены выдающимся представителям российского изгнания – таким как поэт Иван Елагин.

Агеносов преподавал в университете родного Магнитогорска, в Институте международного права и экономики, в Московском педагогическом государственном университете и др. И везде студенты стремились к нему в ученики, аспиранты просили быть научным руководителем – такими ярким были его лекции. Он загорался буквально от любой интересной встречи и очень многое сделал для своих учеников. Огромную роль в его жизни сыграл Китай – безусловно, благодаря верной спутнице жизни Владимира Вениаминовича, профессору Пекинского университета иностранных языков Инне Ли, дочери романтика китайской революции Ли Лисаня, убитого фанатиками, и русской дворянки, одной из основательниц русистики в Китае Елизаветы Кишкиной. Елизавета Павловна в годы культурной революции поплатилась тюрьмой за верность мужу, но не отреклась от него. Именно Инна Ли была проводником работы Агеносова в Поднебесной, имевшей большой резонанс. Он стал почетным членом президиума Ассоциации исследователей русской литературы в Китае.

Каким был этот неутомимый просветитель, сегодня можно узнать из книги «Владимир Вениаминович Агеносов. Учитель. Ученый. Человек». В обрамлении множества иллюстраций представлены статьи и воспоминания Агеносова, а также свидетельства тех, кому выпала удача встретить его на жизненном пути: магнитогорских и московских коллег, учеников, китайских ученых.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Анастасия Башкатова

Кризис продаж рикошетом ударит по другим критически значимым отраслям

0
1650
Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Владимир Скосырев

Юбилейный саммит Китай–ЕС прошел без салюта

0
4360
Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Данила Моисеев

Мировая политика сквозь призму американских и российских интересов в Азии

0
400
Чувствительная к деталям

Чувствительная к деталям

Юрий Татаренко

О любви к Китаю вопреки, о мире большого города и «соревнованиях» китайских переводчиков

0
1031

Другие новости