ОПЫТ всех войн с массированным применением авиации показал: кто контролирует небо, тот побеждает и на земле, утверждая свой миропорядок. Ключевая задача авиации по обеспечению превосходства и свободы собственных действий решается в первую очередь с помощью истребителей завоевания господства в воздухе.
В 80-е гг., пожалуй, впервые в многолетней отечественной истории наша армия имеет на вооружении в ключевой области лучший в мире образец, да еще в таких масштабах. Речь идет об истребителе Су-27.
Специалисты знают: эта машина не увидела бы свет без Симонова.
НЕ СВОРАЧИВАЯ С ПУТИ
Великие люди обычно рано определяются с призванием. Ростовский паренек уже в 8 лет хотел быть... главным конструктором самолетов (естественно, в современной терминологии - в то время еще не было такого понятия). Стремлениям не помешала даже война.
В школьные годы Симонов серьезно увлечен авиамоделированием. В 15 лет он уже становится заведующим авиамодельным кабинетом Дворца пионеров и в этой первой должности получает свою первую зарплату. Премудрости же технических наук Симонов начал изучать недалеко от Ростова в Новочеркасском политехническом институте. Но при первой возможности переводится в авиационный институт в Казани.
В 50-е гг. "в ряде авиационных вузов страны" получила развитие "новая форма самостоятельной деятельности учащейся молодежи" - студенческие конструкторские бюро, в которых будущие инженеры могли сочетать учебу с техническим творчеством. В одном из первых таких коллективов трудился и Симонов. Здесь были разработаны учебные тренировочные и рекордные образцы планерной техники. Некоторые из них выпускались серийно.
Уже при создании планеров наглядно проявился наиболее характерный симоновский принцип: авторитеты не в счет - всегда и все можно и нужно делать лучше других.
УЧЕНИК "КРАСНОГО БАРОНА"
Но Симонова все время тянуло к более серьезной работе. Судьба оказалась благосклонной и свела его с удивительным человеком-легендой, талантливейшим авиаконструктором, художником, интеллектуальным гигантом, итальянским "красным бароном", одним из организаторов Компартии Италии - Робертом Людовиговичем Бартини. Для "вызревания" настоящего профессионала, кроме таланта, важна еще и среда, круг общения. Портрет Бартини в кабинете генерального конструктора - свидетельство особой значимости для Симонова того периода, когда он работал, пусть и недолго, заместителем у гениального инженера и ученого.
Бартини был системным мыслителем. Его синергетический подход в достижении цели за счет взаимоусиления связанных параметров представлял полную противоположность существовавшей практике, построенной на взаимоисключениях.
После войны, в самом начале эры реактивной авиации Бартини теоретически просчитал, что для эффективного сверхзвукового крейсерского полета наилучшим решением является интегральная несущая конфигурация с крылом малого удлинения с переменной по размаху стреловидностью и оптимальной круткой крыла. Спустя годы находки и выводы Бартини нашли свое воплощение в истребителе Су-27, имеющем интегральную компоновку.
"ВАРЯГ" ДОБИВАЕТСЯ УСПЕХА
После смерти Бартини Министерство авиационной промышленности направило Симонова на должность заместителя главного конструктора Московского машиностроительного завода "Кулон" в распоряжение Павла Осиповича Сухого.
Экзаменом для "варяга" стала заводская летно-испытательная станция, где шел этап отработки прицельно-навигационного комплекса Су-24. Многие полагали, что новый заместитель главного конструктора "свернет себе шею" при работе над не имеющим в стране аналогов по сложности авиационным ударным комплексом, программа создания которого отставала от графика на полтора года. Этого не случилось.
В начале 1975 г. совместные государственные испытания тяжелого ударного самолета оперативно-тактического блокирования Су-24 были своевременно закончены и машина была принята на вооружение ВВС. Су-24 стал первым фронтовым бомбардировщиком СССР, которого в НATO по-настоящему боялись.
Су-24 и в наши дни не имеет равных при решении тактических и оперативно-тактических задач. Он остается пока единственной машиной ВВС России, способной применять практически всю номенклатуру высокоточного оружия класса "воздух-земля". Недаром на Су-24 лежит основная нагрузка по уничтожению боевиков в глубине территории Чечни.
F-15 "ОТДЫХАЕТ"
В середине 1975 г. в работе над Су-27 (тогда Т-10) - российским ответом на американский F-15 - возникла критическая ситуация. Один руководитель отвечал за проектирование, другой - за организацию работ, третий утверждал решения. После длительных неурядиц внутри фирмы в феврале 1976 г. в МАП приняли решение назначить главным конструктором темы Су-27 Симонова. Именно ему пришлось стать, как пишет недавно скончавшийся соратник Сухого, талантливый конструктор Олег Самойлович, "разгребателем мусора, накопившегося в процессе доводки самолета".
К 1975 г. рабочее проектирование было завершено. Производство приступило к постройке первого опытного самолета с заводским обозначением Т10-1. И тут оказалось, что в результате ошибок смежников "на изделии 500 килограммов лишнего веса". А это, в свою очередь, увеличивает массу машины при сохранении летных характеристик на 4500 кг. О превосходстве над F-15 можно забыть. Самолет построен, проходит летные испытания, но это уже... не истребитель завоевания господства в воздухе.
Симонов, взяв всю ответственность на себя и заручившись поддержкой заместителя министра Ивана Силаева, принимает решение о перепроектировании всего самолета и ставит перед КБ задачу по поиску и реализации самых смелых, нестандартных решений и по кропотливой работе по доводке и улучшению каждого элемента самолета.
Самойлович пишет: "Созданию, мягко говоря, "сильно измененного Су-27" противился министр Казаков. И его тоже можно было понять: в серию уже запустили предыдущий вариант, произвели гигантские затраты". Официальная наука также отказывалась поддерживать создание нового самолета.
Коренная переработка конструкции уже готовой (причем вполне хорошей) машины - поступок, на который далеко не каждый может решиться. Несмотря ни на что, новый, практически безупречный вариант Су-27 был разработан в сжатые сроки. Строевые части своевременно получили массовый истребитель с выдающимися характеристиками. Симонова часто спрашивают: "Почему Су-27 намного превосходит другие самолеты?" - "Очень просто, - отвечает он. - Мы ставили задачу создать самолет, превосходящий по боевой эффективности любой другой истребитель, - самолет завоевания господства в воздухе".
Обеспечив в 1978-1979 гг. выполнение работ по Су-27, в декабре 1979 г. Симонов "откомандировался" на должность заместителя министра авиационной промышленности. Здесь ему удалось сделать то, что было недоступно в кресле главного конструктора. Речь шла прежде всего о том, чтобы продвинуть в нашей стране работы по бортовому радиоэлектронному оборудованию перспективных самолетов и вертолетов.
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
"Заскочив" на три года в министерство и обеспечив "на проходе" решение серьезнейшей для всей отрасли проблемы, Симонов вернулся в родное КБ на должность генерального конструктора.
В его дальнейшей работе в первую очередь следует выделить развитие и совершенствование семейства Су-27. Ныне в него входят перспективный фронтовой бомбардировщик Су-27ИБ, истребители Су-35 и Су-37, корабельный Су-33. Эти машины еще далеко не исчерпали потенциала развития. Свидетельство тому - продвижение многофункциональных вариантов Су-30МК на мировой рынок, создание корабельного учебно-боевого истребителя Су-33УБ.
Велика роль Симонова и в новом "открытии" Китая. Экспортная политика, основы которой Симонов заложил еще в 1990 г., установив первые контакты на китайском направлении, привела к серии крупнейших оружейных сделок. Они, в свою очередь, стали одной из основ стратегического партнерства двух держав, становления нового мирового баланса сил.
На фирму Сухого, российского лидера оружейного экспорта, приходится половина вооружения, которое продается заграничным партнерам. АООТ "ОКБ Сухого" входит в сотню крупнейших налогоплательщиков России, имея численность работающих всего несколько тысяч человек, при оплате госзаказа в смешных объемах - 4%, что составляет 0,8% от всего оборота.
Нельзя не сказать об экспериментальном самолете - демонстраторе перспективных технологий С-37 "Беркут", построенном под руководством главного конструктора Михаила Погосяна. Американцы были неприятно поражены тем, что русским не только удалось поднять С-37, но и успешно продолжить его летные испытания. По мнению экспертов Министерства обороны США, разработка "Беркута" означает, что в XXI в. американские пилоты могут столкнуться с врагом еще более грозным, чем это ожидалось.
Приведем в завершение одно заявление генерального: "Мы построили не самолет, мы создали систему, стабильно работающую в рыночной экономике". В этой, говоря научным языком, проверенной за многие годы инвариантности к внешним условиям и заключается главный итог деятельности и самого Симонова, и всего конструкторского бюро, носящего имя Сухого.