0
1011
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

12.11.1999 00:00:00

Терминологическая тарабарщина


БЕСПРЕДЕЛ и вседозволенность в нашем обществе начались, видимо, с терминологии: политической, научной, нормативной, бытовой. Их происхождение имеет много причин. Но несомненно одно - горячее желание морочить людям головы, оправдывать свою никчемность или непозволительную деятельность

В свое время бывший генеральный секретарь, первый и последний президент СССР объявил, что с появлением ракетно-ядерного оружия война перестала быть продолжением политики. Этот парадокс ни на йоту не прибавил знаний о сущности войны, но снял всякую ответственность с политиков за гонку ядерных вооружений, за подготовку и развязывание войн и военных конфликтов, за многочисленные вынашиваемые США планы уничтожения Советского Союза средствами массового поражения.

Стремление реализовать замыслы наших врагов - уничтожить Союз изнутри, без оружия, в Беловежской пуще прикрыли термином "Содружество независимых государств". Каждое понятие в этом термине привычно, а первое из них вызывает даже теплое чувство. Поэтому не сразу сообразишь, какую нелепицу и какой подвох содержит их сочетание. Могут ли друзья, тем более заключившие соглашение, быть независимыми друг от друга? Конечно, нет!

Эти два примера со всей очевидностью показывают значимость используемой терминологии. Всякая небрежность в употреблении терминов, определений, подмена понятий нередко чреваты тяжелейшими последствиями. Не только термины, понятия, но даже запятая может стоить жизни. Тем более если это имеет место в нормативных правовых актах, если творят терминологический беспредел высокопоставленные должностные лица.

Еще Чернышевский обратил внимание на необходимость строжайше следовать терминологическим правилам. "...Лорд Брум, - писал он, - сжато и ясно выразил требования научной терминологии следующими правилами: 1) всегда употребляйте самые ясные и недвусмысленные термины; 2) никогда не употребляйте слова, имеющие два смысла, не определив, в каком из них оно будет употребляться; 3) никогда не употребляйте одного слова в двух значениях; 4) никогда не употребляйте разных слов в одном значении".

Насколько важна терминологическая точность, свидетельствует и тот факт, что каждый федеральный закон начинается, как правило, с определения тех терминов и понятии, которые используются в нормативном правовом документе.

Уже не раз в печати подчеркивалась недопустимость подобной небрежности, подмены понятий ("Компенсации - это не льготы", "НВО" #43, 1999 г.; "Под личиной дедовщины", "НВО" #15, 1999 г.). Но, к сожалению, приходится вновь и вновь сталкиваться с этим.

Сейчас громко заговорили о льготах для "чернобыльцев". Пересмотреть (в строну сокращения) намерены не льготы, которых у этих людей нет, а компенсации за ущерб, причиненный их здоровью. Кощунственно смешивать компенсации и льготы, возмещение ущерба человеку с преимуществами над другими. Полученную инвалидность ничем нельзя компенсировать!

Обратимся к термину "воинская дисциплина". Нет надобности доказывать, насколько она важна в любой сфере деятельности военнослужащих. Какой смысл только не вкладывают в этот термин. Причем с не лучшими намерениями. Нередко пишут и говорят о низкой и высокой воинской дисциплине, о том, что "дисциплина обязывает". Называют ее неудовлетворительной, не отвечающей требованиям, желая тем самым подчеркнуть, что какая-никакая, а она все же есть. При этом под термином нередко понимают некую беспредметную абстракцию. По нарушениям отдельных военнослужащих в отдельных видах их воинской деятельности оценивают дисциплину целых подразделений, воинских частей. И все это - следствие терминологической неопределенности.

Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ гласит: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)". Из такого (хотя и беспредметного) определения следует, что это понятие имеет одно-единственное измерение: строгое и точное соблюдение. Она или есть, или ее нет. Дисциплина не может быть ни низкой, ни высокой.

Об уровнях можно говорить лишь применительно к тому, чем обеспечена строгость и точность соблюдения порядка и правил. Сознательное соблюдение делает дисциплину крепкой. Строгость и точность соблюдения порядка и правил по принуждению кончается тотчас, как кончается принуждение. Трудно представить себе, как "строгое и точное соблюдение" может обязывать? А такой оборот проник даже в Устав.

Вольность в толковании термина "воинская дисциплина" - одна из основных причин неопределенности, недостаточной результативности в деле установления и поддержания дисциплины. Эта причина должна быть решительно преодолена в новых Общевоинских уставах.

Терминологическая небрежность снижает качество отбора граждан на военную службу, его научно-методическое обеспечение В "Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации" (далее - Руководство по отбору), введенному в действие приказом министра обороны РФ #202 4 июля 1994 г., в частности, говорится: "Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах Российской Федерации представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности".

Если выделить в этом определении главное, то получается, что профессиональный психологический отбор (ППО) - это комплектование на основе ППО. Но что такое комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования? Любое мероприятие по осуществлению качественного комплектования входит или по крайней мере должно входить в этот комплекс. Разве могут из него выпадать деятельность по обеспечению физического здоровья граждан, их общеобразовательная подготовка, военно-патриотическое воспитание, начальная военная подготовка, постановка на воинский учет, призыв на военную службу, система военного образования, назначение на должности, военная подготовка граждан, находящихся в запасе и др.? Разве любое из названных взаимосвязанных мероприятий не направлено на осуществление качественного комплектования воинских должностей? Комплекс этих мероприятий и есть комплектование, а не отбор.

Что же касается второй части определения: "на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности", то она лишь подтверждают терминологическую тарабарщину и указывает, что этой основой и является отбор. Как можно рассчитывать на высокую эффективность отбора, его научно-методическое обеспечение, если термин отражает совсем не ту реальность?

Одна терминологическая ошибка, как правило, порождает другую. Ошибка в определении профессионального психологического отбора привела к ошибочному включению в его состав "военно-профессиональной ориентации".

Одной из задач профессионального психологического отбора в Вооруженных силах, говорится в Руководстве по отбору, является военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями (далее - специальности, если это не оговорено особо) и поступление на военную службу по контракту.

Как видно, военно-профессиональная ориентация однозначно включена в состав профессионального психологического отбора, что аналогично тому, как если бы автомобиль рассматривали составной частью его колеса. Нелепо формирование ориентированности человека на последующую деятельность представлять элементом диагностирования его пригодности к этой деятельности.

Подразделения профотбора, на которые возлагаются функции ориентации, по своей малочисленности, профессиональному составу и назначению не могут решать проблемы ориентации в полном объеме. Они в состоянии участвовать лишь в заключительном этапе ориентации - в консультировании граждан, которое осуществляется на основе оценки их профпригодности.

Кроме того, и сама задача профотбору поставлена в Руководстве некорректно, небрежно. Военно-профессиональная ориентация (ВПО) трактуется слишком широко. Если подчеркивается, что ВПО направлена на овладение военно-учетными специальностями, поступление на военную службу по контракту, то это уже совсем другое понятие.

Главный признак ВПО - профессия как постоянный род деятельности человека. Этот признак не присущ другим видам ориентации. Даже ориентацию на овладение военно-учетными специальностями (ВУС) сюда можно отнести лишь условно. Далеко не всякая освоенная человеком ВУС может стать для него постоянным родом деятельности (профессией).

Не является ВПО и ориентация граждан на воинские должности по контракту. Такие люди не только сориентированы на профессию, но уже имеют военную или родственную ей гражданскую специальность. И уж совсем не совпадают с этим понятием ориентация учащихся на получение начальных знаний об обороне государства и на овладение основами военной службы. Тем не менее наблюдается настойчивое стремление называть новые виды ориентации, обусловленные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", "военно-профессиональной ориентацией".

Каждый из видов ориентации, включая и ВПО, имеет свой предмет (вид подготовки к службе), свои функции (назначение), свои цели (ожидаемые результаты ориентирования), свой объект (категорию ориентируемых), свой субъект (ориентаторов), свои средства (формы и методы ориентации) и даже свою среду (постоянное и временное, положительное и отрицательное, независимое от ориентаторов воздействие на вид ориентации). Этого вполне достаточно, чтобы все эти виды ориентации объединять термином "военно-профессиональная ориентация".

Общим признаком всех рассматриваемых видов ориентации является не военная профессия, а военная служба и подготовка к ней. Любой вид ориентации не только формирует направленность на конкретный вид подготовки к службе, но и на службу в целом.

Это дает достаточные основания объединить их совокупность более широким, чем военно-профессиональная ориентация, термином - "ориентация на военную службу".

Ориентацию на военную службу (ОВС) можно представить как систему, процесс и результат формирования у граждан направленности на обязательное получение начальных военных знаний об обороне государства, овладение основами военной службы и военно-учетными специальностями, на призыв в армию, на добровольное поступление в военно-учебные заведения и на воинские должности, комплектуемые по контракту.

Различные виды ориентации имеют много общего в своей сущности. А именно, каждый из них представляет собой систему и процесс. Во всех видах проявляются общие закономерности. К ним предъявляются одних и те же требования. Система, процесс и результат каждого вида ориентации имеют одинаковую структуру.

Закономерности и принципы ОВС, структура системы, процесса и результата ориентирования выполняют роль непосредственной методологии для организации и осуществления каждого конкретного вида ориентации, решения их теоретических и практических проблем.

Печально, что терминологические небрежности в этой области закладываются в документы, определяющие задачи новых научных исследований, в новые нормативные акты, а учебные пособия. Не решив вопрос с терминами и понятиями, мы не сможем достичь единства взглядов, лишимся коллективного разума.

Чтобы говорить на одном языке и понимать друг друга, требуется решительно преодолевать терминологический беспредел и вседозволенность, явно и ясно определять основные понятия и термины, используемые в теоретической и практической деятельности. Без этого в любом деле нельзя рассчитывать на успех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1342
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1299
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2220
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
3183

Другие новости