РАБОТА по преобразованию ВВС Балтийского флота и войск ПВО Калининградского особого района (КОР) в единое объединение - морскую авиацию БФ, проводилась с конца 1998 г. и на данный момент завершена. Сохранены авиационная техника, аэродромы базирования, основные элементы инфраструктуры технического и тылового обеспечения, система управления силами. К моменту объединения ВВС флота с частями ПВО в составе ВВС удалось сохранить основные рода сил морской авиации. Таким образом, оргштатная структура объединения соответствует его предназначению.
Но в ходе данного реформирования не удалось избежать недостатков принципиального характера.
Во-первых, объединение ВВС флота и частей ПВО с подчинением района ПВО командующему морской авиацией БФ проведено формально, что не позволило избежать негативных моментов, возникающих при двойном, по сути, управлении силами морской авиации ПВО Калининградской области.
Во-вторых, существующая организационно-штатная структура не позволяет командующему морской авиацией флота через свой штаб управлять зенитными ракетными и радиотехническими частями района ПВО.
В-третьих, отсутствие координирующего органа при командующем БФ позволяет руководящему составу района ПВО упорно внушать командованию флотом мысль, что данное объединение ведет к разрушению системы ПВО БФ и снижению боевой готовности частей ПВО, что командование морской авиации флота неспособно управлять системой ПВО в регионе.
В результате командование района ПВО работает на разделение аппарата управления. Вопреки здравому смыслу готовится очередное реформирование только что созданного объединения - морской авиации БФ. В недрах Генштаба подготовлено решение об отделении района ПВО от ВВС флота и придании ему статуса объединения.
На Балтийском флоте, судя по всему, другое видение. Необратимые последствия такого "реформирования", а по существу развала авиационной составляющей морской авиации флота, трудно переоценить. Уже сейчас очевидны последствия сокращения и без того урезанного штата управления морской авиации БФ:
- рухнет сложная система подготовки летного состава и организации обеспечения полетов;
- поднимать истребители и вертолеты из состава дежурных сил на перехват и уничтожение целей будет командование района ПВО, подчиненное командованию флота, а командование морской авиации БФ должно будет обеспечивать благополучное завершение полета экипажа-перехватчика;
- значительно усложнятся организация и проведение технической эксплуатации многотипного парка летательных аппаратов морской авиации флота, снизится достигнутый уровень исправности, надежности и безопасности полетов;
- работа по списанию, разделке и утилизации сверхштатных летательных аппаратов, которых в морской авиации БФ более полусотни единиц, остановится, так как в новой организационно-штатной структуре подобный отдел уже не предусмотрен;
- сокращение службы ракетного и авиационного вооружения вообще не поддается никакому разумному объяснению, поскольку этот маленький коллектив занимается организацией хранения и подготовки к применению громадного количества разнотипных авиационных средств поражения;
- личный состав управления морской авиации БФ, не попавший под сокращение, потеряет интерес и стимулы к дальнейшей службе и будет увольняться в запас, так как новой оргштатной структурой управления авиации флота предусмотрены тарифные разряды меньше, чем в любом авиационном соединении.
Это лишь верхняя часть айсберга проблем. Последствия будут иметь более тяжелый характер, в первую очередь для боеспособности Балтийского флота. Командованию БФ и ВМФ, пока не поздно, надо остановить этот разрушительный процесс.